Мы собрались здесь для того, чтобы послушать о Кришне и о том, что материальный мир является юдолью страданий. То, что этот мир является юдолью страданий, это признанный факт. Но если человек поклоняется Кришне в этом материальном мире, который является юдолью страданий, разве не предпочтительнее поклоняться Кришне, будучи красивым, разумным, имея хорошее образование и богатство? Если бы у вас был выбор: поклоняться Кришне, будучи красивым, или поклоняться Кришне, будучи уродливым, что бы вы выбрали? В современном мире трудно говорить о знатном происхождении. Но если выбирать между двух вариантов: поклоняться Кришне, имея знатное происхождение или поклоняться Кришне, имея низкое происхождение, что бы вы выбрали? Каков ответ? У каждого будет свой ответ, конечно.
Духовные учители
Наука критикует религию, как некое верование, но наука сама по себе очень ненадежна. Я несколько раз в своих лекциях приводил этот пример. В школе на уроке по биологии меня учили, и так было написано в учебнике, что биологические клетки — это очень простые организмы. Я не помню все термины, но нам нужно было изучить разные факторы в их жизнедеятельности, нарисовать небольшую диаграмму и получить оценку.
То есть нам говорили, что клетки — это простые организмы, и вскоре ученые смогут их воссоздать в лаборатории. Через несколько лет я обнаружил, что ученые больше так не говорят, они утверждают, что даже самая простая биологическая клетка крайне сложна.
Все страдают в этом материальном мире. Понимание этого является первым стимулом в духовной жизни. Если все страдают в материальном мире, почему это нужно понять? Это же очевидно. Солнце в небе – это не нужно как-то понимать. То есть вы можете, конечно, пытаться понять это с позиции спекулятивной науки, как и почему, но все равно это очевидно – солнце в небе. И если все страдают, то это должно быть так же очевидно каждому. <…>
Если вправду все в мире страдают, то почему нам нужно понимать это? Все должны, к примеру, есть пищу, и нам не нужно об этом задумываться и как-то это понимать (если вы, конечно, не какой-нибудь диетолог). Тогда почему мы должны это понять? Кришна приводит примеры страданий в материальном мире. Рождение, старость, смерть, болезнь – не единственные страдания, но это естественные формы дукхи. Человек, пребывающий в знании, видит это, слушая послание ученической преемственности. Мы видим старость, болезнь, смерть. Так почему же это вопрос знания? Почему же понимание, что это страдание, является вопросом знания? Очевидно же, что это страдание.
В духовном мире всем нравится служение других и то, как все прославляют Кришну. Тогда как в материальном мире всем нравится выставлять себя, и когда кто-то что-то делает, остальные ему завидуют. Но в духовном мире все служат Кришне в силу своих способностей, и каждому нравится, когда другие также служат Кришне.
Есть знаменитый случай. Мы знаем о строительстве моста на Ланку. Обезьяны приходили с огромными камнями и бросали их. А белочка толкала какой-то песок в воду… И Рамачандра Бхагаван оценил это: и те, и другие хороши, потому что они одинаково искренни.
Раньше в Индии люди боялись совершать греховную деятельность, они боялись есть мясо и даже пить чай. Вначале англичане пытались продавать чай людям, но индусы не брали его, считая это грехом. Потом англичане стали бесплатно раздавать его, так люди получали вкус к чаю и тоже стали продавать его. Люди были настолько благочестивы, что они боялись даже пить чай.
Сейчас мы видим, в Южной Индии брахманы не могут начать свой день без чашки кофе. Настолько все изменилось. Люди начинают свой день с кофе. Если вы выпьете пять-шесть чашек кофе, то почувствуете сильное возбуждение. Это эффект интоксикации, они получают заряд энергии. Кофе — сильный интоксикант.
Преданные должны быть свободны от последствий грехов. Они под защитой Кришны, Кришна любит Своих преданных. Почему тогда Кришна позволяет Своим преданным болеть? Шрила Прабхупада пишет в одном комментарии, по-моему, в Четвёртой песни «Бхагаватам», что иногда преданный-неофит спрашивает, почему он болеет. Он думает: «Я преданный, и Кришна должен прийти и избавить меня от болезней». |
Одна из причин, почему преданный заболевает. Если бы все выздоравливали, просто став преданными, то все бы становились преданными. Но не преданными Кришны, они бы просто использовали это. Это был бы более дешёвый способ поправить здоровье, чем аспирин. Например, у вас есть выбор – заплатить три миллиона по счетам за врачей или отправиться в храм и провести пуджу за 300 рублей. «Ну я пойду в храм и избавлюсь от болезни». Но нет врача, который бы гарантированно вас излечил от болезни за три миллиона рублей. И нет пуджари, который вам гарантирует исцеление при помощи пуджи за 300 рублей.
Безусловно, Шрила Прабхупада очень практичен. Может быть, то, что он сознательно шёл на разные трудности, кажется не очень практичным. Но Шрила Прабхупада говорил, что в любом случае этот мир полон трудностей. Принимаете вы трудности городской жизни или деревенской… Преданные могут сказать, что в сельской местности опасно – там водятся змеи. Конечно. А в городах легко можно попасть под машину. Но главное, чтобы преданные собирались вместе, жили вместе и сознавали Кришну вместе. Такова цель жизни – быть в сознании Кришны. Так что это практическое условие (сельские общины – ред.), чтобы преданные могли жить вместе, собираться вместе и вместе повторять Харе Кришна.
Я поздравляю вас с тем, что вы это делаете. Эта территория была частью Индии. Конечно, вся земля Индии благословлена, потому что Верховный Господь в форме Своих разных аватар и столько великих преданных ходили по этой земле. Но эта территория не настолько свята, как Вриндаван, Шрирангам или Тирупати. Но сейчас эта территория благословлена, потому что вы много дней пели и танцевали здесь. Даже если бы вы произнесли здесь Харе Кришна один раз, вся эта местность была бы благословлена. Но то, что вы делаете это каждый день, делает это место особенным. То, что вы служите желанию великого маха-бхагаваты Шрилы Прабхупады, само по себе привлекает милость Кришны.
Сейчас я должен говорить о смелой проповеди. В прошлом или позапрошлом году я опубликовал книгу о бескомпромиссной проповеди в служении Шриле Прабхупаде. Я приводил много цитат Шрилы Прабхупады и предшествующих ачарьев о необходимости говорить бескомпромиссно, смело в служении Шриле Прабхупаде.
Говорить смело, прямо — часто это рассматривают как проявление эгоизма. Но если это делается в служении Шриле Прабхупаде, это не эгоизм. Если это действительно полностью посвящается служению… Я составил книгу не только из цитат. Там много историй, а также даётся обоснование тому, почему надо говорить смело, прямо, [учитывая] разные условия, время, место, обстоятельства. В книге я рассматриваю, кто квалифицирован говорить так прямо и смело. Изначально я написал об этом статью и опубликовал её 15 лет назад.
Бхакти Викаша Свами отвечает на вопрос о косвенной проповеди (вопрос не слышен):
– Что такое косвенная (indirect) проповедь, что это значит? Проповедь означает говорить людям: «Вы должны использовать эту жизнь, чтобы понять, что вы не это тело, вы – вечная душа, вы – частичка Кришны». Как вы скажете это косвенно? (Смех в зале). Нет, нет, скажите мне, как вы скажете об этом не напрямую? Косвенно – значит, что вы пытаетесь сказать, но не хотите, чтобы люди услышали это, потому что вы боитесь, что им это не понравится. Как вы это делаете? Вы пытаетесь им что-то сказать и в то же время не сказать. (Смех в зале). Так? Я не понимаю. […] Простите, я не могу ответить на этот вопрос. Я не понимаю, в чём заключается косвенная проповедь. (Преданного не слышно).
Ещё один жизненно-важный факт, который мы должны понимать, состоит в том, что мы вечны. И что страдания в материальной жизни также как будто вечны – пока мы не освободились из материального мира, нам приходится страдать из рождения в рождение. Реинкарнация – это факт, это не индуистская вера.
Индуисты, буддисты, джайнисты верят в реинкарнацию. Но это не вопрос веры: «Поскольку я индус, я перевоплощусь. Но если я перешёл в ислам, то я не перевоплощусь, я отправлюсь в рай, а все индусы будут перевоплощаться». Нет, это не вопрос веры. Шрила Прабхупада много раз говорил: «Это не вопрос веры, это факт». Реинкарнация – либо факт, либо нет. Это не вопрос веры. Либо Нью-Дели – столица Индии, либо нет. Это не зависит от чьего-то мнения, это не зависит даже от мнения Сони Ганди. <…> Даже если величайший авторитет политики в Индии будет утверждать, что Пуна – столица Индии, это всё равно будет неправильно, потому что есть определённые факты, которые не зависят ни от чьего мнения. Истина – это истина. Она трансцендентна к любому мнению. |
- Бхакти Викаша Свами - Мы должны быть убеждены, что материальный мир полон страданий. Без этого духовная жизнь не начнётся
- Мягкие и жесткие наказания преданных во времена Господа Чайтаньи (Бхакти Викаша Свами)
- Бхакти Викаша Свами - Любовь в материальном мире основана на престиже
- Бхакти Викаша Свами - Они просто хотят найти удобное гнёздышко в ИСККОН
- Бхакти Викаша Свами - Вайшнавам не подобает быть завистливыми
- Бхакти Викаша Свами - Выбросьте свои камни, переплывайте на другую сторону!
- Бхакти Викаша Свами - Главное проявление майи — это сексуальное влечение
- Бхакти Викаша Свами - Это просто ученик. Это ещё не хороший ученик
- Бхакти Викаша Свами - В нашем Движении сознания Кришны тоже могут быть обманщики
- Бхакти Викаша Свами - В Индии неприкрыто можно увидеть рождение, старость, болезнь и смерть
Подкатегории
Бхактивинода Тхакур
Шрила Бхактивинода Тхакур - Великий ачарья (духовный учитель для всех) гаудия-вайшнавизма.