Один из интересных моментов. Я говорил, что наши западные преданные пытаются практиковать сознание Кришны по западному шаблону. Итак, есть консультанты, то есть наставники. Они дают наставления преданным, помогают. И вот эта преданная пришла, ей сказали, что ты не достаточно агрессивна, ты должна учиться быть агрессивной и использовать это в служении Кришне. Вот пример матери Терезы, почитай о матери Терезе. Так ей сказали. То есть они… Нужно прежде всего понять: если человек мягок по природе, разве это плохо? В западной культуре, что все должны быть очень агрессивными? Сейчас это также переходит в Индию. Все должны быть такими конкурентноспособными, агрессивными. Как правило, считается, что быть мягким и смиренным – это качество святых. Конечно, преданный может быть в служении Кришны агрессивным ради служения Кришне, но преданный по отношению к Господу должен быть мягким и смиренным.
Интересно, что этот наставник преданной сказал: ты можешь почитать о матери Терезе. А что, неужели в шастрах нет примеров? Неужели, если ты хочешь развить какое-то качество, ты хочешь научиться тому, как его развить, неужели нет каких-то примеров во всей ведической культуре, которым мы могли бы последовать? Вместо этого мы обращаемся к западной культуре. Это проблема. Мы думаем: у нас есть, мы большему научимся у тех людей, которые не сознают Кришну, чем у тех, кто сознает. Или мы думаем даже, что мать Тереза это такой пример, образец сознания Бога. Как она может быть, если у нее нет влечения к Кришне? Она пыталась обратить поклоняющихся Кришне в поедателей говядины, и сама она была таковой. Возможно, нет, потому что раньше христианские миссионеры, по крайней мере, говядину не ели, потому что не хотели оскорблять чувств индусов. Потому что иначе они не смогут так много обратить людей. Поэтому они шли на эту аскезу, они не ели говядину, ели только курятину и баранину. Как они могут считать, что тот, кто… Конечно нет сомнений, что лучше чем Хираньякашипу… нет сомнений в том, что мать Тереза обладает каким-то представлением о сознании Бога, но это представление такое туманное, что только люди, которые не обладают истинным пониманием сознания Кришны будут прославлять ее как великую святую.
Если женщины не находятся под защитой, они просто становятся жертвами развращенных мужчин, будет плохое потомство, все общество будет испорчено, развращено. Поэтому женщины – они первые гуру для детей, они учат и воспитывают их. Учат их основным принципам человеческого поведения. Женщины – они пользовались большим уважением в обществе. С одной стороны они находятся под контролем, который необходим для защиты, но с другой стороны, они пользуются большим уважением.
Естественная психология женщины быть матерью. И так они достигают своего потенциала и исполняют свой долг. И то и другое гармонизируют друг с другом. Но в современном мире вам промывают мозги, говорят, чтобы вы должны работать. Какая великая возможность: получить работу. Но что на самом деле происходит? Эти большие промышленники – они вас просто эксплуатируют, чтобы на них работало больше людей. Тем временем дети остаются без присмотра, дети вырастают злыми. И все эти признаки усиливаются с каждым поколением.
Или они думают, что нужно выйти замуж за человека из той же касты. И затем ей уже 30-32 годы и вы выдаете ее замуж за первого попавшегося, потому что не можете найти того, кто взял бы ее в жены. Как говорит Шрила Прабхупада… Шрила Прабхупада говорил многое, что в современный век выглядит очень нереалистичным и странным, но Прабхупада объяснял, почему надо выдавать замуж с раннего возраста. Он объяснил, как только девушка достигает половой зрелости, она думает: где же мой муж? Я знаю, один из моих духовных братьев говорил, что когда его дочери было пять лета, она спрашивала: когда я выйду замуж? Она на Западе живет. Она думает уже об этом. Поэтому это организуют с юности, с молодого возраста. Затем у них нет беспокойств. Когда они достигают полового созревания, девушки отправляются в дом своего мужа, все уже решено, все уже организовано. И это по-прежнему делается...
Настоящая духовная жизнь означает полное погружение в Кришну. Вечно. Не имея никаких других желаний. И признание своего положения как слуги Кришны. Истинный преданный, он не желает ничего другого. Он не думает, что Бог – это тот, кто помогает мне в моем наслаждении. Вот эта идея, что я буду наслаждаться отдельно от него, это наша болезнь на самом деле. Но поскольку люди не обучены духовному знанию, они принимают религию, но они проецируют просто свои материальные понятия на религию.
Разводы в ИСККОН очень распространены. К сожалению это так. В индийском ИСККОН больше даже, чем в обществе в целом. Благодаря этим вот настроениям. В Северной Америке в министерстве грихастх пытаются принять какие-то меры, чтобы ограничить проблему с разводами. Но их подход на самом деле ухудшает весь этот синдром, потому что все это основано на современной психологии, которая основана на фрейдистских идеях. И вместо того, чтобы говорить преданным, мужчинам и женщинам, что вы должны следовать своей дхарме… И даже если трудно… Конечно будет трудно. Когда мужчины и женщины сходятся… Как Прабхупада сказал: мужчина – хорошо, женщина – хорошо, их комбинация – плохо. Это всегда сопряжено с проблемами. И в современную эпоху отношения… Вообще очень трудно найти какие-либо хорошие отношения на любом уровне. Между мужем и женой всегда будут какие-то проблемы.
Самое высшее поклонение, это то, которое совершали гопи. Что же делают гопи: Собирают цветы, вяжут гирлянды. Это совершенные высшие гопи, старшие гопи. Другие помогают им смиренно: делают массаж другим гопи, особенно Радхе, подметают кунджи. Вы можете сказать: ну я совершал столько аскез, я избавился от гун материальной природы, а теперь они что, хотят, чтоб я я стал просто дворником? Ну, хорошо. Можете возвращаться в материальный мир, сделаем вас Брахмой. Как насчет этого?
По крайней мере, в двух случаях, я знаю, как Шрилу Прабхупаду спросили ученики: что вас больше всего удовлетворяет? Потому что, мы поем каждый день и Шрила Прабхупада подчеркивал это: по милости духовного учителя человек достигает милости Кришны, если духовный учитель не удовлетворен, то все остальное, что делает человек, это просто выливание гхи в пепел, вместо жертвенного огня. Шрила Прабхупада это подчеркивает: удовлетворение познавшего себя духовного учителя, это ключевой фактор для продвижения в преданном служении.
Мне сказали, что в одном из наших храмов один преданный подошел к другому преданному, который мыл посуду и сказал: ты моешь эту посуду уже пять лет, почему бы тебе не сделать что-нибудь, давай, сделай какое-нибудь важное служение, например проповедь. И этот преданный ответил: а я слышал, с точки зрения Кришны, он доволен любым служением – пуджари, проповедник, или мойщик посуды - не важно.