Радха-Дамодара Виласа

21. 14 декабря 1967 года. Возвращение Шрилы Прабхупады из Индии

Новость о том, что Прабхупада прилетает в Сан-Франциско, приводит всех преданных в глубокое волнение. Когда им сообщили, что их возлюбленный духовный учитель прилетает рейсом Пан-Американ номер 846 из Индии в 13-45, они отправляются встречать его в аэропорт. Прабхупада должен был прилететь еще 24 ноября, однако вынужден был задержаться на три недели из-за политической забастовки, парализовавшей всю Калькутту. Теперь, наконец-то, преданные снова смогут общаться с ним.

Идя по длинному коридору к залу таможенной и иммиграционной служб, Прабхупада первой замечает Говинду даси и еще нескольких девушек, улыбающихся и машущих ему из-за стеклянной перегородки. Как только он показался вдалеке, более пятидесяти преданных и их друзей падают на колени и приносят свои поклоны. Когда Прабхупада подошел и встал в очередь на таможне, все хором воскликнули: «Харе Кришна! Харибол!»

Шрила Прабхупада триумфально поднял вверх руки. Пока инспектор проверял его чемодан, преданные начали киртан. Прабхупада привез сари для девушек, шелковые гирлянды для Божеств Джаганнатхи, караталы и терку для кокосов Ямуне. У него в чемодане также личные дхоти и курты, а также маленькие бутылочки с аюрведическими лекарствами. После внимательного осмотра бутылочек, таможенный чиновник, наконец, пропускает Прабхупаду, и он выходит к встречающим. Под звуки неистового киртана преданные надевают на Прабхупаду гирлянду. Звук раковины триумфально оповещает всех о прибытии чистого преданного. Он вернулся домой.

Джаянанда взял в аренду старый лимузин и украсил его цветами. Теперь он снова сможет вернуться к своему старому служению в качестве шофера Прабхупады и будет возить его на квартиру. Прабхупада будет жить в том же самом доме на Уиллард-стрит, где в его отсутствие жило несколько преданных. Окна его комнаты выходят к трамвайной остановке, где люди стоят на тротуаре в очереди. С задней стороны расположена небольшая веранда, с которой вниз ведет лестница, выходящая в сад.

Приехав на квартиру, Прабхупада удобно усаживается, а преданные с благоговением омывают ему стопы. Затем Прабхупада берет караталы и начинает медленный, мелодичный киртан. Все счастливы, что Прабхупада выглядит таким здоровым и загоревшим. После небольшого киртана и беседы, он начинает раздавать подарки, привезенные из Индии, за чем следует роскошный пир. Здесь, в Сан-Франциско, у Прабхупады небольшая, но преданная группа последователей, и теперь они готовы продолжать служить ему. Упендра вновь будет его личным слугой, а Гаурасундара и Говинда даси - его секретарями.

Сразу после восхода солнца Прабхупада любит прогуляться. В Сан-Франциско излюбленным местом прогулок для него становится озеро Стоув в Голден-Гейт парке. Джаянанда отвозит его туда на храмовом двухдверном «Форде» образца 1952 года. В трех разных местах на автомобиле разноцветными буквами написано «КРИШНА». Хотя пассажирское сиденье сломано и расположено неудобно, под углом, Прабхупада никогда не жалуется. Все преданные тоже приходят в парк и присоединяются к нему, включая нескольких новичков.

Прабхупада счастлив снова вернуться в Америку; теперь он и его последователи снова стали одной семьей. Он - их духовный отец, а они - его послушные дети. Он решает все их проблемы и избавляет их от всех сомнений. Таковы любовные взаимоотношения между духовным учителем и его учениками.

Хотя Прабхупада отсутствовал на протяжении полугода, движение выросло до шести центров. В канун Нового Года преданные выходили с харинамой в Юнион-сквер. Иногда они также выходят на пристань и поют для туристов, но к этому времени санкиртана еще не стала организованной деятельностью движения Харе Кришна.

Featured

22. Как Вишнуджана и Тамал-Кришна перешли жить в храм ИСККОН

1967. Первые дни знакомства Вишнуджаны с Сознанием КришныСан-Франциско, ЯНВАРЬ 1968 ГОДА

В начале января Прабхупада отправляется в Лос-Анджелес - посетить центр Даянанды и Нандарани, находящийся в арендованном магазинчике на проспекте Вест Пико, 5634. Перед отъездом Прабхупада дает посвящение нескольким новым преданным, присоединившимся к движению за время его пребывания в Индии. Среди них - Чидананда, Кришна дас и его младшая сестра Шарадия, которой только шестнадцать лет и которая еще ходит в школу.

Во время рождественских праздников Вишнуджана и Тамал Кришна не приходили в храм и не знали о приезде Прабхупады. Они были поглощены изучением духовной обстановки в Сан-Франциско, посещая различные медитативные мероприятия, популярные в городе. Их заинтересовал один самозваный американский спиритуалист, рекламирующий свой мистический опыт. Вскоре они становятся его главными помощниками и начинают вести некоторые из ночных медитаций.

Когда Вишнуджана и Тамал Кришна снова появились в храме, они обнаружили, что там полно людей. Известие о том, что они пропустили приезд Шрилы Прабхупады, повергло их в смятение. Однако, видя, какой энтузиазм Шрила Прабхупада вселил в преданных и, узнав, что скоро он снова посетит Фредерик-стрит, они воспряли духом.

Вишнуджана снова начинает регулярно посещать храм. Линда смягчилась и перестала пытаться отговаривать его от посещения храма. В знак примирения она сама начала ходить вместе с ним, чтобы попытаться понять и оценить его выбор. Ее цель - сохранить семью.

Преданные постоянно путешествуют. Иногда - по поручению своего духовного учителя, а иногда - из-за каких-то проблем. У Гаргамуни и его молодой жены Карунамайи появились проблемы. Они приехали в Сан-Франциско из Нью-Йорка, чтобы спасти свой брак.

Начало 1968. Киртан на пляже Сан-Франциско. Вишнуджана с мридангой

Карунамайи д.д.: Когда я впервые увидела Вишнуджану, он был вместе со своей женой, Линдой. У нее была дочь от предыдущего брака. Затем у них родилась еще одна девочка. Он сам принимал роды и сам сделал колыбельку для малышки. Мне кажется, он нес ее в рюкзачке спереди.

Оба они выделялись среди остальных. Увидев их, люди застывали от восторга и восклицали: «Ух, ты!» Она была очень хорошенькой. Я лично познакомилась с ней и могу сказать, что у нее не было таким качеств, как у Вишнуджаны, но со своими длинными светлыми волосами она была очаровательной. Они оба были по-настоящему красивы.

Вишнуджана, поистине, был не от мира сего. Он всегда понимал ценность прасада, даже до того, как узнал, что это такое. Он постоянно разрезал яблоки и раздавал дольки каждому. «Доброе утро, брат. Доброе утро, сестра». Вот таким человеком он был и всех называл братьями и сестрами. Определенно, ему был присущ дух Франциска Ассизского. Он действительно всегда был таким.

23. Волна Третья. Слуга слуг. Предыстория из 1706 года

Состояние дел во Враджа-дхаме сильно ухудшилось после того, как Джива Госвами покинул этот мир. Жестокий могольский правитель Аурангзеб не был так же благосклонно настроен по отношению к вайшнавам, как его предок Самрат Акбар. Зависть не давала Аурангзебу покоя, и он решил разрушить как храмы вайшнавов, так и саму их культуру. В 1670 году Аурангзеб со своей мусульманской армией напал на великолепный храм Кришна-джанмастхана в Матхуре и разрушил его. К счастью, Божество Шри Кешавы было благополучно увезено в Удайпур, где находилось под охраной в одном из храмов Натхадвара.

Затем армия вандалов под командованием Аурангзеба направляется во Вриндаван. Расставив посты по всем дорогам Гокулы и Матхуры, они хотят помешать вайшнавам вывезти оставшиеся Божества. Жестокие варвары подвергали разграблению попадавшиеся на их пути деревни, насиловали женщин, убивали брахманов, оскверняли и разрушали храмы. Однако, несмотря па все их демонические старания, Шри Шри Радха- Дамодара и другие Божества Враджа-дхамы были спрятаны в повозках с сеном и благополучно перевезены в Джайпур.

Хотя описание бесчинств этого порочного правителя могут шокировать нас, следует понимать, что все это было частью санкиртана-лилы Господа, цель которой - прославить чистых преданных. Пока Радхе-Дамодаре и Радхе-Говинде поклонялись в Джайпуре, на сцене готовились декорации к следующему акту.

Featured

24. Посвящение в ученики Вишнуджаны даса и Тамал-Кришна даса. Сан-Франциско 24 марта 1968 года

Тамал Кришна и Вишнуджана на инициационной ягье
Тамал Кришна дас (справа, на ближнем плане) и Вишнуджана дас на инициационной ягье.

Сегодня - Пасхальное воскресенье. Два новообращенных вайшнава получают посвящение перед ликом Господа Джаганнатхи, Госпожи Субхадры, Господа Баладевы и Картама-шайи Кришны в храме на Хейт-Эшбери. Прабхупада берет караталы и начинает петь. После киртана следует лекция о качествах брахмана.

«Брахманами называют тех, кого интересует духовная жизнь; таких людей называют брахманами, интеллектуальными людьми. Их называют интеллектуальными людьми, в отличие от тех, кто не обладает развитым интеллектом и просто отождествляет себя с телом. Отождествление себя с телом - проявление глупости. Быть брахманом означает брахма джанатити брахманах - осознавать, что я есть ахам брахмасми, осознавать: «Я не тело, я - чистая духовная сущность». Вопрос не в том, индус вы или мусульманин. Любой, кто знает, что он - душа, и действует в соответствии с этим знанием, является брахманом.

Итак, существует обряд посвящения. Вы получаете наставления, руководство, но теперь вы должны начать действовать соответственно. Если вы не действуете должным образом, то вы ничем не лучше деградировавших брахманов и кшатриев в Индии. В этом нет никакого толку. Итак, гуна-карма-вибхагашах. Вам необходимо придерживаться брахманических качеств и в то же время заниматься брахманической деятельностью, брахма- кармой. Брахман - это Верховная Личность Бога, высший аспект Брахмана. Поэтому вы должны занять себя в брахма-карме, что означает в сознании Кришны, и продемонстрировать такие качества, как правдивость, владение чувствами, контроль ума, простота и терпение. Это необходимо, потому что, обращаясь к духовной жизни, вы, тем самым, настраиваете против себя всех, кто находится во власти Майи. Таково влияние Майи».

Featured

25. Апрель-август 1968. Сан-Франциско. Вторая Ратха-ятра в Западном мире. Организация регулярной уличной харинама-санкиртаны

Джаянанда прабху строит колесницу

Однажды, в порыве юношеского энтузиазма, Вишнуджана решает сделать уборку в храме. Он слышал, что уборка в храме Кришны равноценна очищению собственного сердца. Прабхупада приводил такой пример: украшая самого человека, вы автоматически украшаете его отражение в зеркале. Сердце - это отражение изначального сознания Кришны, и чем больше вы украшаете Кришну и Его атрибуты, тем больше эго отражается в вашем сердце, и оно наполняется трансцендентным блаженством. Пребывая в радостном возбуждении, Вишнуджана начал убирать. Он вымыл водой глиняную мридангу, а затем - Божество Картама-шайи. Божество было раскрашено в Индии акварельными красками, и они потекли. Охваченный отчаянием, он понял, что переусердствовал.

Шарадия д. д.: Малати взяла Божество домой и раскрасила Его заново эмалью. Помню, как я потом везла Божество обратно в храм, держа Его на коленях, я была исполнена благоговения - ведь у меня в руках был Сам Кришна.

Видя энтузиазм Вишнуджаны, Упендра дает ему задание раскрасить лепные украшения на потолке вокруг люстры. Вишнуджана энергично принимается за выполнение данного ему поручения, блаженно воспевая Святое Имя.

Упендра: Он очень старался, но когда запел, то начал выходить за контуры. А пел он постоянно. Мне казалось, что он пел настолько увлеченно, что просто не мог уделять должного внимания какой-либо другой работе. вскоре преданным пришлось запретить ему водить машину, обычно все вели машину по очереди, но когда за руль садился Вишнуджана, он начинал петь, и это полностью поглощало его внимание. Потому ему запретили садиться за руль.

Джаянанда обычно возвращается в храм довольно поздно, проведя целый день за рулем своего такси. Но если он видит, что на кухне не прибрано, то сам берется за дело, и даже выносит мусор. Личный пример Джаянанды вдохновляет на служение всех остальных. Он поощряет бьющий через край энтузиазм Вишнуджаны по украшению храма: «Это замечательно, прабху. Мне тоже хотелось бы помочь тебе. На самом деле, ты прекрасный преданный. А у меня преданности не так уж и много».

26. Создание путешествующей группы санкиртаны. Сан-Франциско. Сентябрь 1968 года.

В конце 60-х по всей Америке прокатилась волна восстаний на почве расовой дискриминации. В 68-м чернокожие прошествовали по улицам, неся транспаранты и распевая: «Мы победим».

В Мемфисе преподобный Мартин Лютер Кинг выступил с пламенной речью: «Мы достигнем земли обетованной, потому что я был на вершине горы и видел землю обетованную». Он был убит, когда произносил эту речь. Власти больше не могли сдержать ярость людей. Во всех городах Америки вспыхнули пожары.

В эти дни люди увидели на экранах телевизоров еще одну войну - восстание против войны во Вьетнаме. Студенты жгли на территории колледжей призывные повестки. Десять тысяч призывников, уклоняясь от военной службы, уехали в Канаду В вечерних известиях обычным явлением стали сообщения о столкновениях полиции со студентами. Антивоенные демонстрации в Чикаго во время съезда Демократической партии достигли гигантских масштабов. Вышедшие из-под контроля местной полиции действия породили вспышки насилия по всей стране. Баллотирующийся на пост президента Ричард Никсон проводит мощную телевизионную кампанию, обещая вывести войска к весне 1969 года.

Самой большой сенсацией в мире музыкального шоу-бизнеса стали «Битлз». Джон Леннон как-то остроумно заметил: «Сейчас „Битлз" более популярны, чем Иисус Христос». Это высказывание настолько оскорбило людей, что он был вынужден отказаться от своих слов; ему пришлось сказать, что его неправильно поняли, вырвав фразу из контекста. Он лишь имел в виду, что людей больше не интересует Бог. «Если бы я сказал, что сегодня телевидение более популярно, чем Иисус Христос, это сошло бы мне с рук».

27. Явление Божеств Радха-Дамодара на американской земле (1970)

Вишнуджана Свами с Божествами Радха-Дамодара

ВАШИНГТОН, 1970 год

Время стремительно мчалось вперед, навстречу новому десятилетию, и никто не мог предположить, что принесут семидесятые годы. Шестидесятые навсегда изменили сознание Америки. Теперь же должно было произойти еще одно событие, которое изменило ход развития как ИСККОН, так и всего мира.

Все началось достаточно невинно. Дамодара дас - невысокий, белолицый преданный в очках, который был в то время президентом храма в Вашингтоне, - решает перенести храм с Ньюпорт Плейс на Дюпон Секл, 2015 Кью-стрит. Помещение там было побольше, и само место было намного лучше, поскольку находилось в модном районе Джорджтаун.

Примерно в то же время в храме появляется молодой человек, который только что вернулся из Индии. У него нет ни денег, ни места для жилья. По просьбе одного из спонсоров храма, Дамодара разрешает этому молодому человеку пожить в новом помещении до тех пор, пока туда не переедут преданные.

Featured

28. Первая путешествующая группа санкиртаны (сентябрь 1968)

Уличная харинама с Вишнуджаной После долгого переезда автобус странствующей санкиртаны прибыл, наконец, в Сиэтл. Следуя указаниям Тамал Кришны, Джаянанда быстро нашел храм, находящийся на Рузвельт Вэй, 5516. Это было обычное прямоугольное здание в спокойном жилом районе неподалеку от университетского городка. Все преданные устали с дороги, но рады, что, наконец, прибыли на место. Упендра и Гаргамуни счастливы снова увидеть своих духовных братьев. Роскошный пир, приготовленный для утомленных путешественников, был ими быстро поглощен. Все испытывают приятное возбуждение - ведь они будут помогать Прабхупаде выходить на новые рубежи проповеди!

На следующий дней с раннего утра все принимаются за ремонт храма, готовясь к приезду Прабхупады. Нара-Нараяна - плотник, поэтому он сразу взялся обновлять временный алтарь Господа Джаганнатхи и делать вьясасану. Другие преданные отправились на санкиртану - петь и распространять журнал «Обратно к Богу», чтобы очистить атмосферу.

Служение Джаянанды представляло особую ценность. Он - источник вдохновения для всех. И всегда знает, как устроить так, чтобы все было сделано до мелочей. Поскольку у него есть опыт работы с людьми, он улаживает дела с домовладельцем или полицейскими, когда в том возникает необходимость.

Шрила Прабхупада прибыл вечером 21 сентября и увидел, что ничего еще не готово. Вдобавок, ему не поправилась квартира, которую снял для него Гаргамуни, поскольку она была слишком темной и запущенной. Через несколько дней Прабхупада снова жалуется па условия проживания. Джаянанда, Нара-Нараяна и Говинда даси дают клятву, что не вернутся в храм, пока не найдут для Прабхупады подходящую квартиру. В конце концов, они находят небольшую квартиру в полуподвальном помещении на Декстер-стрит. Окна находятся на уровне глаз, и в них можно постоянно видеть сад, полный цветов.

Featured

29. Бурное развитие харинама-санкиртаны в Лос-Анджелесе. Ноябрь 1968 года

Vishnudjana-02Чем больше группа санкиртаны очищалась благодаря пению по восемь часов в день, тем выше становились результаты. Почти сразу же был установлен новый рекорд: 175 экземпляров «Обратно к Богу» за один день и сто тридцать долларов пожертвований.

Однако были и трудности. Полиция пыталась ограничить перемещения группы, и тогда Тамал Кришна и Джаянанда отправились в полицейский участок. Выслушав их рассказ, сержант согласился с тем, что долг полиции - защищать религиозных людей, таких как преданные.

«Если вы оставите место для движения потока людей, то можете петь на улице», - заключил полисмен.

Вскоре появились проблемы с домовладельцем. Жильцы жаловались па громкие киртаны по утрам и вечерам. Им также не нравились едкие запахи, исходившие с самодельной кухни. Теперь еще приехали и брахмачари, и домовладелец понял, что его обманули. Это вовсе пе позы йоги и молчаливая медитация!

Однажды Реватинандана приготовил особенно острый чаунч. Кухню быстро заполнил едкий дым. В помещении было обычно открыто окно, но дым проник па верхние этажи, а также попал в вентиляционные трубы. Вскоре люди на верхних этажах стали кашлять и страдать от удушья. Кто-то решил, что начался пожар и включил сигнализацию. Пришлось всех эвакуировать, прибыли пожарные.

30. Первый большой храм в ИСККОН. Ла-Чинега. Лос-Анджелес. Декабрь 1968

Back to Godhead Vol 21 1968В конце 1968 года Прабхупада предпринимает несколько важных шагов к победе над силами иллюзии. К этому времени ИСККОН уже твердо стоял на ногах, и первым значительным шагом стало приобретение прекрасных зданий под храмы в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.

И хотя дом в Ваттсе остается единственным местом, где могли собираться преданные, Прабхупада проводит там огненное жертвоприношение и инициирует несколько человек. Перед началом церемонии он обращает внимание па Джаянанду:

«Джаянанда выглядит как Чайтанья Махапрабху, - улыбается Прабхупада. - Да. Он был высоким и крепким, Чайтанья Махапрабху». Джаянанда - крупный преданный с большими плечами, но, услышав комплимент Прабхупады, он заливается краской.

После нескольких недель поисков Даянанда находит пустующую церковь на проспекте Ла-Чинега, 1975. Прабхупада очень хочет открыть центр в Лос-Анджелесе, и Даянанде не терпится показать ему здание и получить его одобрение. Хотя это всего лишь обветшавшая деревянная церковь, глаза Прабхупады сразу загораются, поскольку он видит большие перспективы. К зданию, находящемуся примерно в пятидесяти футах от дороги, ведет центральная аллея, по обеим сторонам которой находятся запущенные лужайки и растут деревья. Главный вход ведет в большую часовню с высоким куполом, большими окнами и сценой в конце, которая идеально подходит для алтаря. Второе помещение тоже достаточно большое, но потолок там не такой высокий. Он вполне подходит для принятия прасада. Там было еще несколько приличных помещений, два офиса, две ванных комнаты и неплохая кухня.