Featured

39. Ратха-ятра в Сан-Франциско. 1969 год. Сияние Прабхупады

Вишнуджана Свами на фестивале Ратха-ятрыВ полдень машина Прабхупады подъезжает к месту начала шествия. Там уже находится около сотни ноющих преданных, окруженных толпой любопытных людей. Увидев в окне автомобиля Шрилу Прабхупаду, преданные склоняются перед ним еще до того, как он выходит из машины. Сложив ладони в прапаме, Прабхупада одобрительно улыбается, заверяя этим преданных, что они все сделали хорошо.

Господь Джаганнатха, Госпожа Субхадра и Шри Баладева уже восседают на Своих тронах, принимая служение от двух пуджари, обмахивающих Их с двух сторон чамарами. Божества наряжены в прекрасные одежды и украшены гирляндами. В этом году колесница вознеслась вверх больше чем на 10 метров. Прабхупада поворачивается к Божествам и кланяется Им прямо на тротуаре. Все преданные следуют его примеру и кланяются Божествам еще раз.

Это те самые Божества, которые открывали первую западную Ратха-ятру в 1967 году. Это их третье и самое величественное появление.

Преданные уже доставили из храма вьясасану и приглашают Прабхупаду занять место на ней. Вьясасана установлена сразу под Божествами, так что голова Прабхупады будет находиться прямо у Их лотосных стоп. Прабхупада садится и спокойно оглядывает группу киртана, расположившуюся на ратхе прямо перед ним. Они начинают петь через импровизированный громкоговоритель - нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале... Прабхупада кивает им и улыбается, продолжая перебирать четки в мешочке.

Колесница Ратха-ятры плавно трогается с места, сопровождаемая экстатическим киртаном. Через некоторое время, однако, процессия неожиданно останавливается, но киртан продолжается с прежней силой. Воодушевленный экстазом преданных, Прабхупада встает с вьясасаны и начинает танцевать с воздетыми вверх руками. Тут всех охватывает настоящее безумие!

Шачидеви д.д.: Все наше внимание было сосредоточено на Шриле Прабхупаде, восседавшем на колеснице вместе с Божествами, я помню, что когда колесница остановилась, Прабхупада встал и воздел руки вверх, нас охватил неописуемый экстаз. Все пришли в неистовство. Мы практически потерялись, я говорю вполне серьезно.

Нара-Нараяна: Прабхупада начал танцевать, и танцуя, он наступал на цветы. Его гирлянда разорвалась, и цветы рассыпались повсюду. Он двигался очень неторопливо, словно в замедленной съемке.

Толпа стала просто огромной, поскольку тысячи людей собрались вокруг колесницы, привлеченные бурным киртаном и экстатическим танцем. Упендра с группой преданных танцевали вокруг дерева. Заметив их, Прабхупада улыбнулся.

Бхавананда: Все улыбались, смеялись, пели и танцевали, в экстазе были все присутствующие, но преданные - больше всех. Мы больше всех улыбались, смеялись и пели. И ощущали больше свободы: мы могли ходить с бритыми головами, носить дхоти, трубить в раковины, прыгать и кружиться по улице. Даже хиппи вряд ли удалось бы придумать что-то более необычное, чем колесница Ратха-ятры и Господь Джаганнатха. Хиппи пришли разряженные в необычные одеяния с большими перьями в волосах итак далее, но по сравнению с Господом Джаганнатхой они выглядели очень скромно.

Процессии предстояло пройти до моря еще шесть долгих миль. Когда они, наконец, достигли пляжа, там их уже ждали преданные с десятью тысячами порций прасада: фруктовым салатом, яблочным чатни, халавой и арбузами. Сотни арбузов нарезаны дольками для томимых жаждой ратха-ятри.

Прабхупаде помогают сойти с колесницы, а Божества переносят в зал «Фемили Дог». Прабхупада тоже направляется туда, и вся толпа устремляется вслед за ним. Киртан продолжается, не утихая. Стену за сценой украшало гигантское шелковое полотно с изображением Господа Чайтаньи, а по сторонам от сцены - изображения Господа Вишну и Шрилы Бхактисиддханты. Над сценой возвышался украшенный чудесной гирляндой Картамашайи Кришна, установленный на мраморной колонне. Господь Джаганнатха, Госпожа Субхадра и Шри Баладева перенесены на трон, у подножья которого находится вьясасана Прабхупады.

Как только Прабхупада занимает место на вьясасане, толпа затихает. Божества, счастливо улыбаясь, глядят сверху на заполненный до отказа зал.

«Дорогие юноши и девушки, я очень благодарен вам за то, что вы присоединились к нам в праздновании Ратха-ятры. Сейчас я спою одну индийскую песню, а затем объясню ее смысл. Если вы будете терпеливо слушать, то, даже не понимая слов этой песни, вы ощутите на себе действие этой звуковой вибрации».

Прабхупада начинает петь молитву «Саварана шри Гаура пада-падме» Нароттамы даса Тхакура. Закончив бхаджан, он комментирует его. После этого на сцену выходит Вишнуджана со своей труппой и показывает кукольное представление об играх Кришны. Затем он же начинает киртан, который продолжается до самого вечера. В ходе всей программы идет широкомасштабная раздача прасада

Шрила Прабхупада очень доволен всеми аспектами фестиваля. Когда он был здесь два года назад, Ратха-ятра представляла собой просто грузовую платформу, за которой шло несколько сотен хиппи. Теперь движение выросло, и в Ратха-ятре приняли участие тысячи людей. Прабхупада особенно признателен Джаянанде, зная, что все это стало возможным именно благодаря его стараниям. Ключевыми фигурами, стоявшими за организацией Ратха-ятры, были Мадхудвиша и Джаянанда. Все преданные единодушны в том, что успех этого фестиваля беспрецедентен.

ЛОС-АНДЖЕЛЕС. Июль 1969 ГОДА

Прабхупада возвращается в Лос-Анджелес, вдохновленный успехом фестиваля Ратха-ятры. Для Америки это было поистине уникальным событием.

«Я только что вернулся из Сан-Франциско, где мы провели грандиозную Ратха-ятру, точно такую же, как в Джаганнатха Пури.

Там собралось, но меньшей мере, десять тысяч человек, и все они пели и танцевали в блаженстве и экстазе на протяжении всего дня - начиная с двенадцати часов и до самого вечера. Это было очень впечатляющее событие, и я чрезвычайно воодушевлен тем, что люди Запада начинают понимать величие этого движения, как и предсказывал Господь Чайтанья: «Имя Господа будут петь и прославлять в каждом городе и деревне по всему миру».

В понедельник местные газеты опубликовали благосклонные статьи и фотографии Ратха-ятры. Прабхупада делает фотокопии и рассылает их повсюду.

Почти сразу после успешного фестиваля Ратха-ятры он начинает получать анонимные письма от завистливых христиан. Он понимает, что по мере роста движения будет расти и противостояние со стороны других организаций.

«Некоторые люди, исповедующие христианство, испытали чувства, которые сродни зависти, и я получил несколько анонимных писем. Когда наше движение распространится еще больше, ортодоксальные христиане могут начать завидовать нашему успеху. Я думаю, что тебе нужно подобрать цитаты из Библии, в которых говорится о санкиртане, пении Святых Имен Бога. Существует книга, которая называется Евангелие Водолея, и в ней говорится о том, что Господь Иисус Христос жил в храме Джаганнатхи. Если бы он не был Его преданным, как бы он мог жить там? Разве непреданному разрешили бы жить в храме? Из этой книги явствует, что Господь Иисус Христос тесно общался со священнослужителями.

Поэтому, насколько возможно, тебе нужно готовиться писать о том, что наше движение не противоречит учению Иисуса Христа, но, напротив, находится в полном согласии с его религиозной философией. На самом деле, мы не осуждаем ни одну религию в мире; мы лишь настаиваем на том, чтобы люди учились любить Бога, следуя своим религиозным принципам. Если же им не удается развить любовь к Богу, значит их религиозные принципы - просто фанатизм, не имеющий никакой ценности.»

Август 1969 года

Успех Ратха-ятры побудил Прабхупаду сделать еще больший акцент на санкиртане. «Санкиртана - испытанный и проверенный метод распространения всех аспектов нашего Движения Сознания Кришны, поэтому продолжайте петь па улицах как можно больше».

Прабхупада планирует увеличить тираж «Обратно к Богу», чтобы снизить их себестоимость. Движимый духом соревнования с Лос-Анджелесом, нью-йоркский храм за последние две недели июля распространяет три тысячи экземпляров журнала. Брахмананда немедленно увеличивает тираж на пять тысяч экземпляров, и теперь он составляет двадцать пять тысяч экземпляров в месяц. У храмов появляется хороший источник дохода: они могут просто петь на улице Харе Кришна и распространять журналы «Обратно к Богу» интересующимся людям.

В Бостоне Сатсварупа приобретает в собственность ИСККОН первое здание - громадный дом с шестнадцатью комнатами и двумя залами всего за семьдесят тысяч долларов. Ежемесячный взнос, составляющий тысячу долларов, они смогут вносить благодаря распространению «Обратно к Богу», поскольку каждый день санкиртана приносила им сто долларов. Прабхупада доволен тем, что Сатсварупа показал всему обществу хороший пример. Благодаря распространению «Обратно к Богу» храмы могут обеспечить все свои нужды, включая приобретение собственных зданий. Бостон стал первым центром, купившим собственное здание.

Идея Прабхупады состоит в том, чтобы использовать это здание для ИСККОН-Пресс. Он обращается к преданным с просьбой собирать средства для приобретения печатного оборудования для издания книг. «Таким образом, продажа «Обратно к Богу» является не только первоклассной проповедью, по и приносит прибыль, благодаря чему мы может содержать наши храмы и финансировать другую деятельность».

С момента возвращения в Лос-Анджелес Прабхупада заговорил о своем намерении отправиться в Лондон. Дела в Англии шли хорошо, несмотря на то, что там еще не было центра. Поэтому Прабхупада решает вначале поехать в Германию. Шивананда, которому помогал Кришна дас, открыл центр в Гамбурге, и Прабхупада хочет вдохновить их. Он надеется, что его прибытие в Европу воодушевит лондонских преданных устроить все необходимое для его приезда в Англию.

Когда он, наконец, объявил о том, что собирается в Германию, лос-анджелесский храм ощутил боль разлуки, хотя Прабхупада еще не уехал. Поздно вечером Вишнуджана и Моханананда решают получить последний личный даршан своего духовного учителя.

Моханананда: комната Прабхупады находилась как раз за алтарной, и мы с Вишнуджаной как-то раз проскользнули туда, чтобы увидеться с ним. я был тогда новым преданным, и просто пошел за Вишнуджаной, так как следовал ему во всем, что бы он ни делал. Мы увидели свет, исходящий из комнаты Прабхупады, как будто там горел прожектор. Мы действительно подумали, что там находится прожектор, так как из щелей двери пробивался яркий свет. Это была длинная комната с длинной прихожей. Итак, мы прокрались внутрь. Снаружи казалось, что кто-то там снимает кино при ярких галогенных лампах. Прабхупада сидел в конце прихожей на своей подушке. От него исходило яркое сияние Брахмаджйоти. Духовное небо. Это был чистый, ярко-желтый цвет, подобный ауре, и Прабхупада находился в ее центре. Слезы вылетали из его глаз и летели через стол, через комнату. Я был потрясен. Слезы буквально вылетали из его глаз. Видеть его слезы было удивительно.

Вишнуджана повернулся ко мне и сказал: «Он говорит с Кришной», я онемел от изумления. Думаю, что пережил тогда потрясающий опыт, поскольку это был первый из тех редких случаев, когда я получил понимание того, что такое персонализм. Нас охватил благоговейный страх. Мы просто выползли за дверь, Прабхупада не заметил нас.

Моханананда - жизнерадостный преданный, с лица которого никогда не сходит улыбка. Теперь он убежден, что Прабхупада это Мессия. Он чувствует, что установил связь с высшим сознанием планеты. Этот случай навсегда запечатлелся в его уме. Сознавая, что они оказались там, где не должны были находиться, Вишнуджана предлагает не делать увиденное достоянием гласности. Однако Моханананда не в силах сдержать свой восторг; он хочет поделиться увиденным с другими.

Моханананда: я написал своему другу Джаятиртхе, которого тогда звали Белое Перо, что убежден в том, что Мессия уже пришел, и это Шрила Прабхупада. Я попроси л его приехать ко мне в храм. Он приехал и уже больше не покидал его. Гаргамуни сразу занял его упаковкой благовоний в колокольне храма Ла-Чинега.

Джаятиртха: Пение Вишнуджаны находилось на ином плане. Оно резонировало с высшими вибрациями, и именно это меня привлекло. Его киртаны уносили вас в иные сферы, подобно пению Прабхупады. кроме того, Вишнуджана обладал даром открывать сердечную чакру, используя звуковую вибрацию.

Благодаря руководству Прабхупады в храме Ла-Чинега все делается на высшем уровне. При его непосредственном участии изготовлена новая симхасана для Божеств, эскиз которой нарисовал Муралидахара. Прабхупада хочет, чтобы в каждом храме были установлены такие же стандарты.

Пробыв два месяца в Лос-Анджелесе, он готов теперь отправиться в Европу. Полный энтузиазма, он покидает Америку, чтобы исполнить наказ Господа Чайтаньи и расширить миссию. С собой в дорогу он берет рукопись первого тома новой книги о развлечениях Кришны. Джордж Харрисон проявил интерес к финансированию этой книги.