Featured

28. Первая путешествующая группа санкиртаны (сентябрь 1968)

Уличная харинама с Вишнуджаной После долгого переезда автобус странствующей санкиртаны прибыл, наконец, в Сиэтл. Следуя указаниям Тамал Кришны, Джаянанда быстро нашел храм, находящийся на Рузвельт Вэй, 5516. Это было обычное прямоугольное здание в спокойном жилом районе неподалеку от университетского городка. Все преданные устали с дороги, но рады, что, наконец, прибыли на место. Упендра и Гаргамуни счастливы снова увидеть своих духовных братьев. Роскошный пир, приготовленный для утомленных путешественников, был ими быстро поглощен. Все испытывают приятное возбуждение - ведь они будут помогать Прабхупаде выходить на новые рубежи проповеди!

На следующий дней с раннего утра все принимаются за ремонт храма, готовясь к приезду Прабхупады. Нара-Нараяна - плотник, поэтому он сразу взялся обновлять временный алтарь Господа Джаганнатхи и делать вьясасану. Другие преданные отправились на санкиртану - петь и распространять журнал «Обратно к Богу», чтобы очистить атмосферу.

Служение Джаянанды представляло особую ценность. Он - источник вдохновения для всех. И всегда знает, как устроить так, чтобы все было сделано до мелочей. Поскольку у него есть опыт работы с людьми, он улаживает дела с домовладельцем или полицейскими, когда в том возникает необходимость.

Шрила Прабхупада прибыл вечером 21 сентября и увидел, что ничего еще не готово. Вдобавок, ему не поправилась квартира, которую снял для него Гаргамуни, поскольку она была слишком темной и запущенной. Через несколько дней Прабхупада снова жалуется па условия проживания. Джаянанда, Нара-Нараяна и Говинда даси дают клятву, что не вернутся в храм, пока не найдут для Прабхупады подходящую квартиру. В конце концов, они находят небольшую квартиру в полуподвальном помещении на Декстер-стрит. Окна находятся на уровне глаз, и в них можно постоянно видеть сад, полный цветов.

Когда Шрилу Прабхупаду привезли туда, он широко улыбнулся и удовлетворенно произнес: «Я попал из ада в рай».

Джаянанда провел переговоры по поводу арендной платы и уладил все остальные вопросы. Домовладелица, коренная американка, живет одна с двенадцатилетним сыном, которого зовут Биверчиф. Мальчику понравились преданные, и он ходил за группой санкиртаны, куда бы они пи отправлялись.

«Почему бы тебе не присоединиться к нам?» - спросил его как-то утром Джаянанда.

«Я боюсь».

«Да, ладно. Ты же часами ходишь за нами. Почему бы тебе просто не присоединиться к нам?» Джаянанда широко улыбнулся и подмигнул мальчику.

Биверчиф видел в Джаянанде своего отца и принял его предложение. После прасада Джаянанда отправился с ним к его матери, чтобы попросить ее разрешить мальчику переночевать в храме. Мать не возражала, ибо сама была духовным человеком. Она дала сыну одеяло и подушку, которую преданные сразу обернули в полосатую ткань и положили на вьясасану Прабхупады. На следующий день Биверчиф пришел домой с обритой головой и шикхой.

«Мам, мне понравилось, но ты будешь ругать меня - я забыл там подушку. Мне, наверное, нужно вернуться за ней».

«Нет, - ответила она. - Подушка находится именно там, где она должна находиться».

Сиэтл - город, занимающий большую площадь, но относительно спокойный, поскольку его население невелико. Вскоре преданные обнаружили, что люди здесь весьма восприимчивы. Рекламируя воскресный Пир Любви, преданные развесили по всей Университетской Авеню плакаты со Шрилой Прабхупадой.

Шримати д.д.: я жила в двух кварталах от храма. Раньше я никогда не видела преданных и ничего не знала о них. После утреннего воскресного сеанса в Церкви Евангелия водолея как-то сидела без дела на ступеньках библиотеки и просто убивала время, как делало большинство хиппи в те времена. вдруг на глаза мне попался плакат на противоположной стороне улицы, большой черно-белый плакат, на котором было изображено лицо Прабхупады. я перешла через дорогу и прочитала, «приходите на воскресный Пир Любви и на утренние киртаны». Семь часов, когда проходила служба, для меня было довольно рано, однако на следующее утро я все же пришла.

Запах благовоний и звуки фисгармонии произвели на меня сильное впечатление, все преданные сидели на полу по-турецки, глядя на алтарь, словно ангелы, и воспевали Господа, это было очень впечатляющее зрелище. я села прямо рядом с Вишнуджаной в своей мини-юбке; кто-то дал мне платок и предложил прикрыть ноги. Вишнуджана положил передо мной тексты мантр, чтобы я тоже могла подпевать.

Тамал Кришна был первым, кто поговорил со мной и убедил меня в том, что наступил конец света, и мне необходимо взойти на крепкий корабль. Он всегда был бизнесменом. Вишнуджана же выглядел харизматичной личностью, люди привлекались им, и затем Тамал Кришна их вербовал. «Подпишитесь здесь. Вы принадлежите Кришне и Прабхупаде». в тот день я зашла домой, взяла спальный мешок и некоторые другие вещи, вернулась в храм и больше его никогда не покидала.

Джаянанда был для нас как старший брат, обладая огромной силой, он постоянно трудился, в нем совершенно не было духа превосходства. Тамал Кришна же определенно был начальником.

Прабхупада тогда еще не ввел мангала-арати во время брахма-мухурты, поэтому преданные просто собирались в 7 часов перед алтарем и пели молитвы гурв-аштаку, гуру-пранаму и Харе Кришна, затем повторяя в унисон английский перевод.

После этого все садились в круг иа полу и принимали прасад. Преданные передавали свои пустые тарелки раздатчику, который накладывал на них блюда и возвращал обратно уже полные. Если кто-то хотел добавки, он опять передавал свою тарелку через преданных, и затем ее передавали назад. Случалось, что кто-то вскакивал с возгласом: «Милость, милость!» устремлялся к кастрюлям. Это было братством, семьей.

Уличная харинама

Группа киртана облюбовала место на углу двух оживленных улиц - Университетской и Сорок пятой, прямо в сердце университетского городка в Вашингтоне. Через несколько дней Шримати уже присоединилась к группе санкиртаны. Большинство киртанов вел Вишнуджана, игравший на мриданге. Киртаны были такими мелодичными, что вокруг постоянно стояла большая толпа: люди смотрели и слушали. В нужный момент Вишнуджана заканчивал киртан и обращался к аудитории. Он всегда начинал очень личностно:

«Я хочу поблагодарить всех вас за участие в санкиртане. Мы поем, а вы - слушаете, поэтому вы тоже участвуете.» Он говорил несколько слов о философии, а затем объяснял, что такое любовь к Богу. И никогда не мыслил в категориях «мы» и «они» - только «мы». Благодаря этому важному аспекту санкиртаны преданные вызывали симпатию у слушателей, и те с удовольствием давали пожертвования. Каждый день группа санкиртаны распространяла около ста экземпляров «Обратно к Богу». Как говорил Прабхупада: «Нам не нужны деньги, но если люди из любви что-то жертвуют для нашей миссионерской деятельности, это замечательно».

Однажды вечером на программу пришла съемочная группа с местного телевидения. Они присутствовали на лекции и затем снимали счастливых преданных, танцующих в киртане. На следующий день та же съемочная группа пришла па даршан к Шриле Прабхупаде. Он дает им небольшое интервью и исполняет бхаджан на фисгармонии. Репортеры заинтересовались его книгами, а также его личными Божествами Радхи-Кришиы, установленными на передвижном алтаре. Снятый материал был показан в выпуске новостей в 17 часов.

Через несколько дней после телевизионной передачи из университета приходит молодая женщина, чтобы взять интервью для студенческой газеты. Беседа проходит хорошо. Затем Шрила Прабхупада получает приглашение выступить па радио. Передача длилась два часа, и группа киртана смогла исполнить много духовных песен. Все это и плюс ежедневные киртаны в городе привлекли на лекции Прабхупады большое количество людей. Периодически Кришна посылал преданным также искренних душ.

Джахнави д.д.: В 1968 году я неожиданно наткнулась на группу санкиртаны. Среди них была моя подруга Шримати, которая встретилась мне по дороге в ашрам имперсоналистов.. Из окна автобуса я увидела ее, с непонятным знаком на лбу, и решила сделать небольшую остановку в Сиэтле. А вечером мы вместе пошли в храм послушать лекцию ее духовного учителя.

Киртаны, пение, пир и все остальное было просто потрясающим, я погрузилась в эту атмосферу - это было что-то невероятное. Экстаз преданных поразил меня. В тот вечер я надела на Шрилу Прабхупаду гирлянду, которую преданные сделали для него. Задав ему вопрос, получила прекрасный ответ, всю ночь мои мысли бродили вокруг храма, Шрилы Прабхупады... я очень серьезно искала гуру и решила, что, в первую очередь, мне нужно изучить духовного учителя Шримати».

Прабхупада проводил вечерние лекции три раза в неделю. Каждый класс он начинал с пения «Говиндам ади пурушам», а затем читал из своей неопубликованной рукописи «Учение Господа Чайтаньи». В эту пятницу он говорил о достижении Всевышнего.

«Если человек достигает наивысшей точки, все остальное включается, - говорит он. - Хотя каждым движут его собственные представления о наслаждении, когда человек обретает Кришну, который есть источник всего, все его желания исполняются. Тот, кто познал Кришну, источник всего знания, обретает совершенное знание и способен познать все».

Он объясняет, что Бога признает любая культура, любая цивилизация. В любом человеческом обществе существуют представления о Боге, однако, чтобы узнать о том, как служить Богу, необходимо обратиться к истинному духовному учителю. Задавать вопросы - естественная склонность человека. Если ребенок любознателен, значит, он разумен.

«Поэтому мы должны быть разумны. Атхато брахма-джигьяса - жизнь предназначена для того, чтобы вопрошать о Боге. Тогда нас ждет успех. И что же является совершенством познания Бога? Бахунам джанманам анте гьянаван мам прападьянте - после многих рождений и исканий, когда человек становится мудрым, «он предается Мне», - говорит Кришна. Почему? Васудевах сарвам ити, - поскольку он понял, что Васудева, Кришна, есть причина всех причин. Са махатма судурлабхах - такие великие души очень редки. Итак, мы просим каждого присоединиться к этому движению сознания Кришны и обрести полное удовлетворение. Большое спасибо».

Вишнуджана с мридангой

Вишнуджана вдохновлен лекцией. «Как научиться совершенно служить Кришне?» - спрашивает он.

«Благодаря сильному желанию, - отвечает Прабхупада. - Сильное желание служить Кришне - паше истинное богатство. Кришна безграничен. Что мы можем сделать для Него? У Него бесчисленное множество слуг. Что Ему нужно от вас или от меня? Он совершенен в Себе, Он не нуждается ни в каком служении. Однако, если вы страстно желаете служить Ему, Он не будет возражать. В этом Его милость. В этом Его великодушие.

Итак, чем больше ваше желание служить Кришне, тем более совершенно ваше служение. Чем больше вы служите Кришне, тем больше Он признает ваше служение и тем большим разумом Он вас наделяет. Понимаете? Таким образом, духовный мир безграничен: нет пределов служению и нет пределов Тому, кто принимает служение. Итак, необходимо сильное желание.

Тогда Кришна даст вам разум. Тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам дадами буддхи-йогам там: «Тому, кто служит Мне с любовью и преданностью, без лицемерия». Кришна все понимает. Он находится во мне, в вас и дает нам разум: «Дорогой Мой, поступи так». Что же произойдет, если вы поступите, как Он говорит? Йена мам упайанти те: «Он вернется ко Мне». Итак, совершенство служения Кришне - это горячее желание. Развивайте желание. Горячее желание означает любовь к Кришне; с ростом вашей любви будет расти и ваше желание: «Как мне служить Кришне?»

Вы добровольно становитесь слугой, вас никто не заставляет. Это означает, что до тех пор, пока вы не полюбите Кришну, у вас не появится страстного желания служить Ему. Итак, есть много вещей, помогающих вам развить любовь к Кришне. Все начинается со шраванам киртанам - слушания и воспевания. Вы слушаете Харе Кришна, «Бхагавад-гиту», слушаете о Кришне из «Шримад-Бхагаватам» и поете. Это - начало. Затем естественным образом следуют шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам. Эти девять видов преданного служения очистят вас, вы разовьете сознание Кришны, и ваша жизнь станет успешной».

В следующий понедельник храм ломился от хиппи, заслышавших о приезде в город мудреца из Индии. Прабхупада прочел интересную лекцию об авторитетности Вед. Он объясняет, что Кришна - это верховная власть и высший свидетель. Без дозволения Господа никто не способен ничего добиться. Таким образом, все мы зависим от Него. Почему же одни люди вершат достойные дела, а другие - злые?

Ответ, объясняет Прабхупада, состоит в том, что у нас есть свобода воли, независимость. Господь же лишь дает санкцию на ту или иную деятельность. Даже бессмысленную деятельность, направленную на удовлетворение чувств, санкционирует Господь, но нехотя. Когда же мы сотрудничаем с Господом, это называется бхакти. Заниматься бхакти-йогой - значит действовать ради удовлетворения Господа. Совершенство жизни заключается в том, чтобы быть непосредственно занятым в удовлетворении Всевышнего Господа».

Вишнуджана внимательно слушает. После того, как многие из слушателей задали свои вопросы, он хочет прояснить один момент: «Тогда все наши чувства очистятся благодаря сознанию Кришны? И мы все поймем?»

«Да, - подтверждает Прабхупада. - Сознание Кришны подразумевает очищение всех чувств, поскольку в основе деятельности чувств лежит сознание. Например, если мой ум ясен, то и мое видение ясно. Аналогично, если чисто сознание, то чист и ум. Из всех чувств главным является ум, а над умом стоит разум. Над разумом находится сознание, и если сознание очищено, то вся деятельность человека тоже чиста. Если же сознание осквернено, все остальное тоже осквернено. Итак, мы должны очистить сознание. В этом суть сознания Кришны».

Вишнуджана снова задает вопрос: «Значит, тот, чье сознание нечисто, не способен отличить хорошее от плохого?»

«Такой человек пребывает в иллюзии, - соглашается Прабхупада. - Это называется майей. Плохое он принимает за хорошее. Например, люди отождествляют себя с телом. Весь мир движим представлениям о себе, как о теле, дехатма-буддхих. Но я не являюсь телом - это неоспоримый факт. Таким образом, подобные представления - иллюзия».

С каждым днем атмосфера в храме становится все более теплой. Особенно это проявляется во взаимоотношениях мужчин и женщин на санкиртане. Речь идет не о близком общении, поскольку преданные всегда были осторожны в этом отношении, а о чувстве покровительства братьев по отношению к сестрам. Женщины чувствуют, что о них по-настоящему заботятся. Бывает, что кто-то из матаджи хочет остаться и продолжить проповедь. Если это происходит в неблагополучном районе города, где может случиться все, что угодно, с ней в качестве телохранителя остается также кто- то из мужчин. Женщины очень ценят этот дух покровительства.

Порой, однако, между духовными братьями возникают разногласия, и кто-то может сказать другому что-либо не совсем вайшнавское. Однажды Упендра обиделся на слова одного преданного, и обратился к Шриле Прабхупаде, раскрыв ему свое сердце: «Свамиджи, мне кажется, что я не должен кланяться некоторым из своих духовных братьев. Поскольку я гневаюсь на них, мои поклоны будут неискренними. Лучше подождать, пока мое отношение изменится, - тогда я не буду лицемером».

Прабхупада ответил: «Кланяться, признавая своего духовного брата неотъемлемой частичкой Кришны, даже если ты гневаешься на него, - это и есть истинный поклон, истинное смирение». Слова Прабхупады глубоко запали в сердце Упендры. После этого он всегда кланялся всем своим духовным братьям.

Прабхупада развивает ИСККОН, постоянно вдохновляя своих юных последователей. Они отвечают на его любовь взаимностью, по он никогда не принимает их восхваления паевой счет. Его подлинное смирение помогает им развить дух бескорыстного любовного служения.

Я очень благодарен тебе за выраженные тобой чувства. То, что Кришна послал мне таких прекрасных помощников для осуществления миссии моего Духовного Учителя, - проявление Его милости. Лично я - никто; я приехал сюда по указанию моего Духовного Учителя, и он же послал мне всех вас. Таким образом, во всем, что происходит, нет моей заслуги - вся заслуга принадлежит моему Духовному Учителю, поскольку все было устроено им, а я просто следовал его указаниям.

Многие студенты проявляют интерес к сознанию Кришны и начинают приходить на лекции. В один из воскресных дней они устраивают для Прабхупады встречу в университетском городке, на которую приходит около сорока студентов. После лекции всех приглашают в храм на Пир Любви. Кроме того, в этот день трое новых преданных будут получать там инициацию.

Алтарная заполнена до отказа. Прабхупада произносит вступительное слово перед инициацией, объясняя, что в материальном мире нет прибежища. Он приводит пример президента Кеннеди, который был предательски убит своими же собственными согражданами. Даже его не смогли защитить. Прабхупада подчеркивает исключительную важность сознания Кришны для современного мира. Независимо от того, обладаем мы какой-то квалификацией или нет, повторение Харе Кришна сделает пашу жизнь успешной. Когда наша любовь к Кришне по-настоящему разовьется, мы автоматически полюбим всех, и жизнь наша станет совершенной.

«У нас уже есть много инициированных учеников, и сегодня посвящение получат еще несколько преданных. Инициация - это третья ступень приобщения к этому движению. Первая ступень называется шраддхой, небольшой верой. Если человек заинтересовался больше, он начинает приходить на лекции. Первая ступень - это спонтанная симпатия к нашему движению. Вторая ступень - это приобщение к нашей деятельности. И третья ступень - это инициация, знаменующая начало пути к совершенству сознания Кришны. Четвертая ступень заключается в том, что получивший посвящение начинает следовать правилам и ограничениям: повторяет Харе Кришна и отказывается от всего иллюзорного.

Что же подразумевается под иллюзией? Мы просим наших учеников воздерживаться от незаконного секса, невегетарианской пищи, от одурманивающих средств и азартных игр. Эти вещи широко распространены в обществе, но те, кто получил посвящение в повторение Святого Имени, без труда оставляют эти четыре привязанности. Такова четвертая ступень. На пятой ступени человек утверждается в духовной жизни. Затем его способность помнить о Кришне усиливается все больше и больше, вплоть до ступени совершенства, когда преданный на сто процентов поглощен любовью к Кришне. Таков процесс. Итак, инициация - это третья ступень сознания Кришны».

Инициацию сегодня получают Шримати, Вилас Виграха и двоюродный брат Вишнуджаны, Реватинандана, который присоединился к движению в Сан-Франциско и приехал в Сиэтл с группой санкиртаны. Мадхудвиша зачитывает десять оскорблений, которых следует избегать при повторении Святого Имени, и затем Шрила Прабхупада дает новообращенным завершающие наставления.

«С этого дня, - объясняет он, - ваша прошлая жизнь, все ваши грехи больше не принимаются в расчет. Они списаны. Аннулированы. Однако, хотя благодаря повторению Харе Кришна вы освобождаетесь от последствий ваших грехов, это не означает, что можно продолжать грешить. «О, теперь я могу согрешить, а потом повторить Харе Кришна, и грехи будут списаны. Они будут аннулированы». Нет, так не получится. Не поступайте так. Что сделано, то сделано, но не совершайте новых грехов. Теперь ведите чистую жизнь - никакого незаконного секса, никаких одурманивающих средств, никаких азартных игр и никакого мяса. С этим теперь покончено. Не нужно думать: «О, я повторяю Харе Кришна, так что можно пойти в ресторан и поесть мяса». Нет, иначе вы совершите великий грех. Не делайте этого. Если вы будете совершать оскорбления, повторение Харе Кришна не даст результатов.

Вы должны всегда помнить о том, что нама чинтаманих кришнаш чсштанйа-раса-виграхах. Между Кришной и именем Кришны нет никакой разницы. Как только вы произносите Харе Кришна, Кришна начинает танцевать у вас на языке. Поэтому нужно быть очень внимательным. Как только появляется духовный учитель, вы сразу же выражаете ему почтение. Насколько же внимательным нужно быть, когда Кришна появляется на вашем языке?

Когда вы повторяете Харе Кришна, вы должны также слушать. Это медитация. Харе Кришна - вы должны слушать эти два слова, Харе Кришна. Если вы будете слушать, ваши ум и язык также будут вовлечены. В этом совершенство. Поэтому нужно медитировать. Это первоклассная йога - слушание и повторение

Суть метода состоит в том, чтобы перенести любовь с материи на Бога, бхакти-парешанубхава-вирактир анйатра сйат. Если вам действительно удастся развить любовь к Богу, то вы автоматически забудете обо всей материальной чепухе. С прогрессом в сознании Кришны вы забываете о бессмысленном материальном наслаждении. Таков критерий. Прогресс означает, что вы сводите к минимуму свои материальные привязанности к удовлетворению чувств. Повторяйте Харе Кришна».

Трое послушников под радостные возгласы преданных и гостей с благодарностью принимают четки из рук Прабхупады и один за другим приносят ему свои поклоны.


Утром следующего дня Прабхупада получает телеграмму из Индии, в которой сообщается, что две недели назад ушел его духовный брат Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж. Прабхупада тотчас же просит всех преданных собраться в храмовой комнате. Кто-то подумал: «Что случилось? Что мы натворили?»

Прабхупада начинает с рассказа о том, как Гуру Махараджа вдохновлял его через одного из духовных братьев.

«Посвящение в отреченный уклад жизни нужно получать от другого человека, принявшего отречение, - объяснял он. - Я никогда подумал о вступлении в отреченный уклад жизни. Когда я еще жил с женой и детьми, иногда мне снилось, что духовный учитель зовет меня, и я иду за ним. Когда я просыпался, мне было немного жутко: «О, Гуру Махарадж хочет, чтобы я стал санньяси. Но как я могу принять санньясу?» В то время мне вовсе не хотелось оставлять семью и становиться нищенствующим монахом. Это было ужасно. Иногда я думал: «Нет, я не могу принять санньясу». Но мне снова и снова снился тот же сон. Поэтому мне очень повезло».

Голос Прабхупады стал прерываться: «Мой Гуру Махараджа вытащил меня из материальной жизни... Я ничего не потерял. Он был очень добр ко мне... Я только выиграл. Я оставил троих детей, а теперь у меня триста детей...»

Прабхупада заплакал. После долгой паузы к нему снова вернулась сдержанность: «Итак, я ничего не потерял. Таков материальный образ мыслей - мы думаем, что, приняв Кришну, чего-то лишимся. Никто ничего не потерял. Я говорю на основе личного опыта. Я думал: «Как я смогу принять отречение? Я не смогу вынести таких аскез». Однако затем я оставил семейную жизнь. Я сидел во Вриндаване один и писал книги. И вот мой духовный брат стал настаивать: «Бхактиведанта Прабху...» Этот титул мне присвоили, когда я еще вел семейную жизнь. Он был присвоен мне обществом вайшнавов. Итак, он настаивал; на самом деле, это не он настаивал, а мой духовный учитель настаивал через него: «Принимай санньясу».

Дело в том, что, не приняв отречения, невозможно стать проповедником, а мой гуру хотел, чтобы я стал проповедником. Поэтому он побуждал меня через этого духовного брата: «Принимай санньясу». Итак, нехотя, я принял. Затем я вспомнил о том, что он хотел, чтобы я отправился в страны Запада. Поэтому я чувствую себя очень обязанным этому духовному брату за то, что он исполнил волю моего духовного учителя и заставил меня принять санньясу.

Этого духовного брата, Его Святейшества Кешавы Махараджа, больше нет. Он отправился в обитель Кришны. Я хотел бы, чтобы все подписали это соболезнование, и затем мы отправим его в Индию. В связи с этим событием я написал стих на санскрите. Итак, я хочу, чтобы вы все подписали, и завтра я отправлю это авиапочтой».

Прабхупада подписался первым и затем передал текст соболезнования нам.

Мы, нижеподписавшиеся члены Международного Общества Сознания Кришны, собравшиеся сегодня, 21 октября 1968 года, в нашем отделении в Сиэтле под председательством Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами в связи с известием об уходе 6 октября 1968 года в Навадвипе, Западная Бенгалия, Его Божественной Милости Ом Вишнупада Шри Шри- мад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа, санньяса-гуру и наставника нашего духовного учителя, выражаем глубокое соболезнование. Мы приносим свои почтительные поклоны лотосным стопам Шри Шримад Б.П. Кешавы Госвами Махараджа, произнося стих, составленный но этому случаю нашим духовным учителем:

ваирагйа-видйа-ниджа-бхакти-йогам аппйайам мам анабхипсу андхам шри-кешава-бхакти-праджнана-нама крипамбудхир йас там ахам прападйе

На следующий день группа санкиртаны стала собираться в путь. Пребывание Прабхупады в Сиэтле подошло к концу. Шримати выходит с преданными на санкиртану каждый день и хочет отправиться вместе с ними. Тамал Кришна колеблется. Он не хочет, чтобы незамужняя женщина путешествовала вместе с брахмачари, несмотря на то, что она на десять лет старше их, - она примерно такого же возраста, как и Джаянанда.

«Я уже была замужем, - объясняет Шримати, - и у меня трое детей. Я оставила их на попечении матери, поэтому меня ничто не держит». Тамал Кришну это не убеждает.

«С тремя детьми я не представляю никакой угрозы. Никто мной не заинтересуется».

У Тамал Кришны по-прежнему двойственное отношение к этой идее. Шримати все любят, однако это слишком рискованно.

«Почему бы вам не посоветоваться со Шрилой Прабхупадой, прежде чем принять окончательное решение?» Это ее козырная карта.

«Хорошая мысль» - соглашается Тамал Кришна. Прабхупада не возражает. Он хочет, чтобы его ученицы тоже принимали активное участие в преданном служении.

«Если кто-то из девушек хочет присоединиться к группе, ей нужно выйти замуж. Это будет хорошо. Конечно, в вашей стране никто не будет возражать против того, чтобы незамужняя девушка путешествовала с вами. Но лучше, если она будет замужем. Можешь основываться на этом соображении. Итак, она едет с вами?»

«Она хочет поехать, - объясняет Тамал Кришна. - И я сказал ей, что она должна выйти замуж, а она ответила: «Я уже была замужем. Теперь я хочу выйти замуж за Кришну».

«Это прекрасно! - восклицает Прабхупада, смеясь. - Это очень хорошо. Да. Если человек обретает Кришну, он или она забывают обо всем, это точно. Иамлабдхва чапарам лабхам падхи- кам манйате татах. Тот, кто обрел Кришну, больше ничего не хочет. Он полон. Свамин критартхо 'сми. Дорогой Господь, теперь я полностью удовлетворен. В этом состоит наша проповедь».

Шримати счастлива от того, что ей разрешили присоединиться к группе санкиртаны. Хотя она будет единственной женщиной в группе, в этом нет ничего страшного, поскольку там царит дух семьи.

После обеда группа выезжает в северном направлении, в сторону канадской границы. Там, в Ванкувере, двое преданных недавно открыли храм. Эта группа стала предшественницей странствующих групп распространения книг, которые вскоре исколесят всю Северную Америку.

В Ванкувере они провели только один день, поскольку Прабхупада попросил их встретить его в Лос-Анджелесе. Они сразу направляются па юг, в Калифорнию, чтобы помочь устроить все к его приезду. Джаянанда всю дорогу за рулем, делая лишь небольшие остановки, чтобы передохнуть.

После суток пути Джаянанда сворачивает с автомагистрали номер 5 на Голливуд Фривей. До цели их путешествия остается несколько миль. Даянанда и Нандарани арендовали магазинчик прямо па оживленном Голливудском бульваре. Благодаря удачному расположению это место идеально подходит для проповеди. Несмотря на усталость, преданные, набившиеся в грузовой фургон без окон, пребывают в приподнятом настроении, зная, что скоро путешествие закончится.

Наконец Джаянанда паркует машину, и преданные в помятых дхоти выпрыгивают из фургона. Теперь можно потянуться, стряхнуть сонливость и наслаждаться бодрящими лучами теплого калифорнийского солнца. Преданные, переносящие спальники, мриданги, кухонную утварь и другие вещи в пустой магазинчик, представляли разительный контраст Голливуду.

Лос-анджелесский храм был идеальным местом для санкиртаны. Бывший выставочный зал, находящийся на первом этаже старого ведомственного здания, ниже Китайского театра Громапа, представлял собой большую комнату с огромными окнами по обе стороны от входа. Даянанда сказал владельцу, что собирается открыть здесь центр йоги, и тот подумал, что здесь будут учить позам и молчаливой медитации. Нандарапи пришлось серьезно потрудиться, чтобы навести здесь чистоту и порядок, но это ещё не было храмом.

Приняв душ и сменив одежду, преданные с энтузиазмом отправились на санкиртану. Лучшее в Лос-Анджелесе место для этого находилось прямо перед входом в будущий храм. Через несколько минут Вишнуджана уже вел преданных с экстатическим киртаном вниз по Голливудскому проспекту, а Шримати и Нандарани распространяли «Обратно к Богу», приглашая людей в храм па первую вечернюю программу.

Тамал Кришна: Вечером, когда все офисы были закрыты, наша ярко освещенная алтарная на первом этаже выглядела подобно сцене Голливуда, и люди, идущие непрерывным потоком по проспекту, то и дело останавливались, словно завороженные, и, не отрываясь, смотрели на самое удивительное зрелище, какое им приходилось видеть в своей жизни. Многие прижимались лицом к стеклу, пытаясь лучше разглядеть происходящее.

Шримати д. д.: Я помню, как Вишнуджана вел киртаны в храме на Голливудском бульваре. Он всегда играл на мриданге и танцевал на кончиках пальцев, на протяжении всего киртана он ни разу не касался пятками земли. Киртаны продолжались по несколько часов - мы пели до часу или до двух ночи.

Мадхудвиша: Каждый день Вишнуджана выходил на улицу и пел, пел и пел. Он надевал хлопчатобумажные перчатки и приклеивал изолентой к кончикам пальцев на обеих руках маленькие кусочки картона. Благодаря этому он мог играть на мриданге по шесть - восемь часов, не разбивая при этом пальцы до крови. Иногда он также играл на тамбуре. Он был единственным, кто умел петь в тон с этим инструментом.

На следующий день прибыл Прабхупада. Несколько дней он будет жить в роскошном отеле, похожем на белый дворец. Раньше это здание принадлежало известному актеру. В номере есть вся необходимая мебель, а также кухня. Даянанда проявил большие организаторские способности, устроив все необходимое.

Брахмачари тут же принялись за работу, превращая магазин в настоящий храм. Они купили большие газовые плиты и установили их в конце помещения, за шторой. Теперь здесь можно было готовить. Божества Джаганнатхи из старого храма с проспекта Вест Пико были установлены на временном алтаре, и преданные начали делать им регулярные подношения.

Когда Прабхупада пришел, чтобы прочитать утреннюю лекцию, его очень впечатлило удачное расположение храма - прямо на Голливудском бульваре. Бывший магазинчик выглядел очень чистым и обновленным, и весь вид Прабхупады выражал радость, когда он усаживался на сидение-подушку, лежащую на полу. Когда бизнесмены и клерки, спешащие на работу, заглядывали в окна, их взору представал вечный ритуал - ученики слушали «Шримад-Бхагаватам» у лотосных стоп своего гуру.