Вишнуджана прабху – организатор и лидер странствующей музыкальной команды преданных «Харинама-ручи» - о том, как обрасти вкус к воспеванию святого имени и о настоящих целях.
- Вишнуджан прабху, как возникла идея создания странствующей группы харинамы?
- Многие преданные знают это чувство: когда нет харинама-санкиртаны, кажется, что в жизни чего-то не хватает, потому что все любят праздники и фестивали. Однажды я спросил себя, почему преданные не могут устраивать ежедневный праздник? Мы выполняем так много служения, но порою выходим на харинаму только раз в неделю, а то и реже. Шрила Прабхупада говорил, если вы будете проводить харинамы каждый день, это будет самой большой проповедью.
Все началось задолго до того, как я получил инициацию. В 2006 году в Индии, Маяпуре, я присоединился к группе харинамы и провел с ними три-четыре месяца. Позже участвовал в харинамах на различных фестивалях и падаятрах в странах Европы. На одном из таких мероприятий я встретил своего друга из Чехии. Он позвал меня в Грецию, и я взял с собой еще пару друзей из Словакии (откуда я родом). Так в 2007 году мы начали свое первое путешествие на Караване (автомобиле с душем и кроватями).
30 января 1973 г. в Калькутте Шрила Прабхупада выступил перед членами Индийской торговой палаты - ведущими бизнесменами города. "Мы не должны довольствоваться тем, что стали крупными бизнесменами. Мы должны знать, какова будет наша следующая жизнь. Если вы будете искать этого знания и в то же время продолжать исполнять свои обязанности, ваша жизнь увенчается успехом".
Господин председатель, дамы и господа, весьма вам признателен за ваше любезное приглашение выступить здесь. Я постараюсь, насколько возможно, быть вам полезным.
Тема сегодняшнего моего выступления - "Культура и бизнес". Под словом "бизнес" мы подразумеваем ту или иную профессиональную деятельность. Ведической культуре известны различные виды деятельности. Как сказано в "Бхагавад-гите" [4.13], чатур-варнйам майа срштам гуна-карма-вибхагашах. На основе качеств людей и разных видов их деятельности общество делится на четыре сословия: брахманов[жрецов и учителей],кшатриев[воинов и правителей],вайшьев[земледельцев и торговцев] ишудр[рабочих]. Прежде чем начать какой-нибудь бизнес, надо знать, какого рода работу предстоит выполнить и есть ли кто-то способный к этой работе. У всех людей разные способности, работа тоже бывает разной, однако мы создали общество, где каждый занимается не своим делом. Этот подход нельзя назвать научным.
Е.С. Гопал Кришна Госвами - Жадность или самоудовлетворенность
Мы видим, особенно в Америке, что многие люди отвергли саму идею христианства и Бога. Эту идею Бога, который бросает вас в ад навсегда, и там будет горение, плач и зубовный скрежет и… ужасно!…
Люди предпочитают просто избегать этой темы [о смерти]. Для них нет надежды получить гьяна чакшу или глаза знания, потому что они действительно не хотят этого. Это точно так же как люди смотрят футбольный матч, они настолько поглощены, они действительно не хотят слышать о чём-то другом или думать о чём-то другом. И так, всё материальное существование — что-то наподобие этого. Абхинивеша — поглощённость тем, что внешнее и не имеет реального значения для нас. Точно так же как футбольная игра, у неё нет реального значения. Что происходит, так это то, что есть кусок кожи, которому была придана форма мяча, и люди пинают его туда-сюда. И кто-то придумал какие-то правила, например, если вы положили мяч в это место, тогда вы получаете гол — это всё просто выдумано! Нет реального [смысла]… это всего лишь соглашение, которое все принимают. Если вы сделаете это больше раз, чем другая команда, то вы выиграли игру. Но там не проводят различия — здоровы вы или богаты, или уж точно не мудрые [ли вы]. Но мы идентифицируем себя с этим, потому что наша команда победила в матче! На самом деле это не имеет реального значения. Это всего лишь то, что мы изобрели какое-то значение для всего этого.
Недавно преданные обсуждали то, как они присоединились к движению, и это пробудило мои воспоминания. Я сделал это необычным способом.
Первый раз я увидел преданных в Бостоне на площади Гарварда. Было чрезвычайно холодно, почти минус десять, а эти "Харе Кришна" пели на углу улицы. Их было, семь или восемь включая Сатсварупу Махараджа и некоторых старших преданных из Бостонского Храма. В то время, в 1970 или 1971 году, я учился в Принстоне и направлялся на игру в Гарвард (был членом команды по американскому футболу и команды по вольной борьбе).
Возвращаясь несколько часов спустя, я заметил, что преданные всё ещё поют на том же самом углу улицы и подумал, что эти люди либо полностью сошли с ума, либо обладали чем-то невероятно ценным. Холод был такой, что мы едва могли находиться на нём даже 5 -10 минут, чтобы не забежать в здание или в машину погреться. Несмотря на холод, они продолжали петь, танцевать и даже прыгать. Просто посмотрев на них можно было увидеть, что они необычные, особенные.
Ростом высок, душой благороден, ликом озаряет все, куда касается взгляд. Он уверенно несет с собой веру и радость, не скупясь делиться этим богатством со всеми окружающими. В свои 79 лет Тривикрама Свами поражает недюжинной силой, энергичностью и оптимизмом. О его первой встрече со Шрилой Прабхупадой, о судьбоносном выборе гуру и многом другом наш разговор с лучезарным санньяси.
"Хотя вы никогда и не встречали Шрилу Прабхупаду,
вы так серьезно посвятили свою жизнь
распространению его миссии"
На лекции, прочитанной летом 1969 г. в Бостонском Северо-Восточном университете, Шрила Прабхупада познакомил слушателей с практикой медитации, известной как своей необыкновенной действенностью, так и тем, что ее можно применять практически где угодно и когда угодно. "Если вы просто будете повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, вы сразу достигнете трансцендентного уровня", - сказал он. И добавил: "Это единственный вид медитации, которым вы можете воспользоваться, когда просто идете по улице". Дорогие юноши и девушки, благодарю вас за то, что вы пришли на эту встречу. Мы стараемся расширять Движение сознания Кришны, потому что потребность в этом ощущается повсеместно. Метод, предлагаемый нами, весьма прост, в чем и заключается его преимущество. Прежде всего мы должны понять, что значат слова "трансцендентный уровень". В нынешнем своем состоянии все мы находимся на различных уровнях. Поэтому прежде всего мы должны подняться на трансцендентный уровень, и только после этого может идти речь о трансцендентальной, или трансцендентной, медитации.
Харе Кришна. Начинаем публиковать на нашем сайте долгожданные воспоминания Мукунды Госвами о первых днях движения Харе Кришна в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лондоне под названием «Чудо на Второй авеню».
Мемуары Мукунды Госвами всегда ожидали, так как он был в самой первой группе преданных, посвященных Шрилой Прабхупадой в 1966 году, и с тех пор верно служил движению Прабхупады. «Чудо на Второй авеню - лучшее описание тех прекрасных дней бесконечных горизонтов, когда все было возможно», - пишет Шьямасундар Дас Адхикари - близкий спутник Мукунды Госвами в эти первые дни - в своем вступлении к книге.
В 1965 году Шрила Прабхупада в возрасте семидесяти лет прибыл в Нью-Йорк, решив начать всемирное духовное движение. После мучительного морского путешествия на грузовом корабле Джаладута, где он перенес два сердечных приступа, он ступил на американскую землю только с несколькими коробками с книгами и восемью долларами. Но были люди, которые хотели помочь. Именно здесь начинается яркий личный и подробный рассказ Мукунды Госвами, в котором подробно описываются годы с 1966 по 1969 год и описывается оптимизм и энергия первых последователей Шрилы Прабхупады.
Возвышенная философия, удивительная цель, поразительный уровень святости – вот с чем предстоит соприкоснуться человеку, который начинает своё знакомство с восхитительным миром Сознания Кришны в представлении нашей достославной организации. Причём всё это будет скорее теорией из книг или из уст последователей, нежели реальным опытом и жизнью практикующих.
кама, према, – донхакара вибхинна лакшана
лауха ара хема йаичхе сварупе вилакшана
Вожделение и любовь так же отличаются друг от друга, как железо и золото. (ЧЧ, Ади, 4.164)
йасйедам дева-йаджанам
ануйаджнам витанватах
прачинаграих кушаир асид
астритам васудха-талам
Махараджа Бархишат совершил множество жертвоприношений повсюду в мире и устлал всю поверхность земного шара травой куша, кончики которой были обращены на восток. (Шримад-Бхагаватам 4.24.10).
КОММЕНТАРИЙ: Как было сказано в предыдущем стихе, Махараджа Бархишат был целиком поглощен материальной деятельностью и для достижения своих целей совершил великое множество жертвоприношений. Это значит, что стоило ему завершить одну ягью, как совсем рядом он начинал следующую. Точно так же сейчас необходимо по всему миру совершать санкиртана-ягью. Участники Движения сознания Кришны проводят санкиртана-ягью в самых разных уголках земли, и мы видим, что, где бы мы ни проводили санкиртана-ягью, на нее собираются тысячи людей и все они, иногда даже не подозревая об этом, получают огромное благо. Наш долг — продолжать нести это благо людям во всех уголках мира. Преданные из Движения сознания Кришны должны проводить одну санкиртана-ягью за другой, чтобы каждый человек шутя или всерьез повторял Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Очищая сердца людей, эти звуки несут им великое благо. Святое имя Господа (харер нама) столь могущественно, что, как бы ни произносил его человек, шутя или всерьез, трансцендентные звуки святого имени окажут на него воздействие. В настоящее время невозможно всюду проводить ягьи по примеру Махараджи Бархишата, но каждому вполне по силам совершать санкиртана-ягью, которая не требует никаких затрат. Где бы ни находился человек, он может повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Если звуки мантры Харе Кришна затопят весь мир, все люди станут очень счастливы.
Сейчас люди гораздо меньше стали читать, но всё равно читают. Есть еще белые пятна там, где у людей нет книг Шрилы Прабхупады.
Африка. Целый континент, где ещё нет книг Шрилы Прабхупады. Большинство жителей этих стран не понимают ни английского, ни других языков, кроме своих. Пока они не получили книг, но у них тоже есть образованные люди. Больше всего распространяется в Южной Африке, Южноафриканской республике. В Кении тоже есть санкиртана, три или четыре храма. В Нигерии шесть или семь искконовских храмов.
Сейчас Гауранга прабху в Марокко распространяет. Много книг напечатано на арабском языке, в основном "Бхагавад-Гита", и много маленьких книг. Большие тиражи. Преданные во всём мире распространяют книги на арабском языке. Если у вас встречаются студенты из Африки, то можете взять арабские книги в Маяпуре. Арабы с удовольствием берут на родном языке. Особенно, когда они на другом конце света видят книгу на родном языке.
Шрила Прабхупада: Я сидел один во Вриндаване и писал. Мой духовный брат настойчиво убеждал меня: «Бхактиведанта Прабху, ты должен это сделать. Не приняв отречения, невозможно стать проповедником». Он на этом настаивал. По сути, настаивал не он — настаивал мой духовный учитель. Он хотел, чтобы я стал проповедником, поэтому подталкивал меня к этому через моего духовного брата: «Соглашайся». Я нехотя согласился .
Пассажирские вагоны почти неслышно покатились за локомотивом. Отбивая на рельсах медленный ритм, поезд отошел от станции, оставляя позади погрузочные площадки, ветхие дома, старый делийский форт, мусорную кучу в Низамуддине, над которой летали сотни ворон и стервятников, и мечеть из красного песчаника с мраморным куполом. Расположившись в купе третьего класса и разместив багаж под сиденьем, Абхай наблюдал из окна, как вдоль полотна идут заводские рабочие, неся в металических тиффинах свой обед; он видел заводы, окруженные глинобитными хижинами, тростниковые крыши, крытые соломой, брезентовые палатки, костры из сухого навоза, наполнявшие дымом утренний воздух. Длинные трубы электростанции Индрапрастхи тоже извергали клубы дыма, но уже другого, разноцветного, а за локомотивом летел шлейф черной копоти. Абхай смотрел на красные и фиолетовые цветы дикой ежевики, что росла вдоль насыпи, и на обсаженную бесплодными деревьями кикар дорогу, ведущую в Матхуру.
Это был ранний утренний поезд до Агры, поэтому пассажиров было немного. Абхай собирался выйти в Матхуре и на танге доехать до Вриндавана. Он исколесил все индийские железные дороги, особенно в двадцатых, тридцатых и сороковых годах, когда ездил по долгу службы в Бенгалию, Пенджаб, Уттар Прадеш, Махараштру и Андхра Прадеш.