Господь Джаганнатха

В прошлой записи мы говорили о том, что двойной месяц Ашадх (двирашадха, как в текущем 2015 году) имеет особое значение среди других месяцев с вставкой Пурушоттама-маса. Почему? Потому что именно в это время в Пури проводится особая церемония связанная с поклонением Господу Джаганнатхе — нава-калевара. Эта церемония очень необычна и, соответственно, сокровенна (гухйа) — она требует правильного понимания и легко может ввести неискушённого человека в заблуждение, из-за которого он может совершить большую ошибку (апарадху), которая станет для него причиной неприятностей.

Нава-калевара буквально означает «новое тело», вот время этой церемонии Божества Господа Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, а также Сударшана проявляются в новых формах. Этим нава-калевара Господа Джаганнатхи и необычна — по крайней мере мне не известны примеры каких-то других Божеств Господа, чьи формы бы регулярно обновлялись таким же образом.

Правила проведения нава-калевары

В одном из главных писаний, которые описывают правила поклонения Господу Джаганнатхе в Пури, «Ниладри-маходайе» (38-я глава), сказано, что нава-калевару нужно проводить в том году, когда месяц Ашадх разделяется вставкой адхика-маса. (Я просмотрел всю 38-ю главу своей копии Ниладри-маходайи, и потом даже пролистал всю книгу, особенно главы 15-16 где описаны церемонии для месяца Ашадх, но, к сожалению, так и не нашел описания церемонии Нава-калевары. Ниладри-маходайа довольно большая книга (6500 стихов в 91 главах), тем более что она до недавнего времени существовала только в виде пальмовых рукописей, так что мой вариант не обязательно является полным или совершенным). В таком году в светлую половину месяца Вайшакх (апрель-май), в специальный благоприятный день, некоторые выдающиеся члена рода Видьяпати и Вишвавасу (которые изначально поклонялись Господу Джаганнатхе) по приказу царя Пури отправляются в один из чистых лесов на поиски дерева, из которого будут сделаны новые формы Господа. Вместе с ними также идут представитель царя, брахманы, знающие четыре Веды, царский священник, а также лучшие из плотников, опытные в шилпа-видье (различного рода искусства — архитектура, наука построения алтарей и изготовления Божеств). Они несут с собой необходимые ингредиенты для проведения ягьи и перед отправлением получают маха-прасадную гирлянду от Шри Джаганнатхи, символизирующую Его приказ. (На основе книги «Шри Кшетра», стр. 156-157).

Прежде всего они приходят в храм Мангала Деви находящийся в деревне Какатпур, неподалеку от Пури. Там они остаются вплоть до того времени пока не получат от нее определенные откровения относительно местонахождения четырех особых деревьев, из которых потом будут сделаны новые мурти. Все это время они постятся и проводят пуджи и ягьи, молясь Мангала Деви. Обычно такое откровение приходит им во сне. Получив его, они отправляются в указанное ею место на поиски Шри Дару (этих особых деревьев). Придя туда, они проверяют находящиеся там деревья ним на соответствие признакам, описанным в Сута-самхите (к слову, Ниладри-маходайа является частью Сута-самхиты). Там сказано, что дерево Шри Джаганнатхи должно быть слегка темноватым, дерево Шри Баладевы — светлого оттенка, а дерево Шри Субхадры — слегка красноватым. На этих деревьях должны быть знаки раковины, чакры, лотоса и булавы. На каждом дереве должны быть три, пять или семь ветвей. Дерево на вкус не должно быть горьким, но сладковатым (Что удивительно — ним ведь славится своей горечью!). На дереве не должны жить птицы, а под деревом в большом муравейнике должна жить змея (змея является защитником маха-дару и когда его обнаруживают и проводят возле него ягью, она покидает это место). Деревья должны расти среди либо трех гор, либо трех рек, либо трех дорог. Если эти признаки присутствуют, то служители Господа проводят пуджу в соответствии с предписаниями шастр и начинают их рубить, вначале золотым топором, потом серебряным, а потом уже железным. Из еще одного дерева ним они делают повозку, на которую помещают маха-дару (деревья для изготовления мурти), после чего проводят им пуджу, накрывают шелковой тканью, крепко завязывают веревками и под звуки музыкальных инструментов и хари-санкиртаны везут обратно в Шри Джаганнатх Мандир. Когда они проезжают по пути через разные деревни, люди выходят им на встречу и радостно прославляют Господа Вселенной. В Пури они въезжают в храмовый комплекс через северные ворота и там Маха-дару помещают в месте под названием «кайвалья-вайкунтха», где царские плотники (вишвакармы) будут проявлять Шри Мурти.

Джаганнатха-дару для церемонии Нава-калевары в 2015 г. Джаганнатха-дару для церемонии Нава-калевары в 2015 г. 

Некоторые подробности Нава-калевары 1950 года

Рассказанные в 1951 году одним из старших служителей храма, который был очевидцем этих событий.

«Зная, что в этом году будет Пурушоттама-маса в середине месяца Ашадх, царь Пури в конце марта устроил собрание посвященное проведению Нава-калевары, созвав на него старших панд, махантов главных Матхов Пури, дайитов из рода Вишвавасу и Видьяпати. Решив все организационные вопросы, царь повязал часть маха-прасадной одежды Господа Джаганнатхи на голову одному из главных служителей, который в свою очередь завязал похожие куски ткани на головы присутствующих, а главному дайите дал агья-малу Господа Баларамы (приказ в виде гирлянды).

9 апреля 1950 года группа состоящая из приблизительно 50 человек (дайитапати — 19, вишвакарма (плотники) — 4, ленка (носитель Сударшана-чакры) — 1, деула-карана (казначей) — 1, брахманы — 5, охранник — 1, а также другие служители), предложив дандават Господу Джаганнатхе, под звуки санкиртаны вышли из храма и направились в сады Джаганнатха-валлабха, где провели две ночи (хотя обычно они проводят там только одну ночь и утром идут дальше). Вместе с ними ехали две повозки, нагруженные ингредиентами для ягьи и другими необходимыми им вещами. 11 апреля они, воспевая святые имена господа Джаганнатхи и неся впереди Сударшана-чакру, устраняющую все препятствия, отправились в Какатпур к Мангала Деви.

В Какатпуре они два дня мыли и убирали храм Мангала Деви. Дайитапати Говиндадас постился и ждал откровения от нее, но Мангала Деви все не давала никаких указаний. Через два дня, так и не получив от нее наставлений, они пошли в храм Деули Матх на берегу реки Прачи. Как только они расположились в этом храме, к Говиндадасу ночью во сне пришла Мангала Деви и сказала: «Вы не найдете Маха-дару возле реки Прачи, но найдете их неподалеку от реки Кушабхадры».

Мангала Деви в Какатпуре, Орисса.Мангала Деви в Какатпуре, Орисса.

Они отправились к Кушабхадре и там нашли храм Нила-Мадхавы, в котором и остались на ночь. Оттуда 15 служителей разошлись в разные стороны на поиски нужных деревьев. Только через шесть дней поисков, в 3 км к югу от реки Кушабхадра они первым нашли Шри Сударшана-дару. Присутствовали все описанные признаки: вокруг него росли деревья палаша, варуна, шала и билва. Неподалеку от него был большой муравейник с термитами, рядом с которым находилась змея. В другой стороне был колодец, а в нескольких метрах — небольшое озеро. На этом дереве отчетливо просматривалась сударшана-чакра. Само дерево было беловатого оттенка и имело три ответвления. На дереве не было ни единого гнезда либо каких-то нечистот. Преданные, нашедшие Сударшана-дару, сразу же послали за остальными спутниками, а 15 человек снова отправились на поиски других дару. Проведя два дня в поисках, по милости Мангала Деви, они обнаружили Шри Джаганнатха-дару в деревушке под названием Кхадихар-канпур, недалеко от Джагатсингхпура в районе Катака.  Дерево было темного цвета, с пятью ответвлениями и на нем отчетливо были видны знаки раковины и чакры. Опять же, рядом с деревом был большой муравейник и змея. На голове у змеи был знак, похожий на отпечаток стоп Господа Кришны. Преданные поместили на дерево агья-малу (гирлянду) принесенную из Пури и ушли в то место, где был обнаружен Сударшана-дару. На следующий день 10-12 человек снова вышли на поиски следующего маха-дару и через три дня обнаружили Шри Баладева-дару недалеко от Кушабхадры в деревне Ванамалипур Нуапатна. Дерево было светлого цвета и имело семь ответвлений. На дереве были четко видны отметины в виде плуга и палицы. Под деревом жила змея, а неподалеку был муравейник. На него надели агья-малу и преданные ушли в свое временное место обитания возле Сударшана-дару. Оттуда они снова вышли на поиски Шри Субхадра-дару и через два дня обнаружили его в деревне Дургешвар-бахарана на берегу реки Прачи. Дерево было красноватого цвета и имело пять ответвлений. На нем также были знаки раковины и чакры, а рядом был муравейник и змея.

На протяжении трех дней возле каждого дерева проводились ягьи, после чего постящийся все это время видьяпати взял золотой топорик и под звуки нама-санкиртаны сделал им первый удар по дереву. После него дайитапати также сделал удар серебряным топориком, а после него вишвакармы (плотники) железными топорами срубили деревья. Преданные погрузили их на специально сделанные четыре повозки, накрыли шелковой тканью и, крепко завязав, начали обратное путешествие в Пури. По пути к шествию присоединялось от двух до 3 тысяч человек, которые в блаженстве прославляли Господа и выражали Ему почтение. На обратную дорогу понадобилось около восьми дней. Первым едет Сударшана-дару, потом Баларама-дару, потом Субхадра-дару, и последним едет Джаганнатха-дару. Когда шествие приблизилось к Нрисимхадева-мандиру возле храма Гундича, новость об этом послали царю. Царь прибыл туда вместе со слонами, чамарами, опахалами, и множеством людей, и под сопровождение различных музыкальных инструментов, присматривал за тем, как маха-дару расположили в специальном месте внутри комплекса недалеко от северных ворот.

На следующий день после публичного омовения Господа (снана-пурнимы, то есть 1 июня 1950) царь Пури собрал 108 брахманов и они начали проводить ягью. В это же время царь дал вишвакармам (плотникам) маха-прасад от Господа Джаганнатхи в виде части Его одежды и попросил их начать проявлять новые формы Господа. Вишвакармы выполняют просьбу царя, проявляя мурти Господа в соответствии с правилами описанными в Сута-самхите. Для этого неподалеку от кайвалья-вайкунтхи сооружается вишвакарма-мандап, на котором они занимаются этим трансцендентным действием под звуки музыкальных инструментов и непрекращающейся ягьи.

В день кришна-чатурдаши месяца Ашадх (14 июня 1950, то есть две недели спустя) вишвакармы закончили свою работу и вечером этого дня была проведена таинственная церемония «гхата-паривартана», во время которой брахма-мани из предыдущих мурти переносится в новые. В этот день с 8 вечера и до полудня следующего дня все четверо ворот храма остаются закрытыми. Четыре новые мурти перенесли с вишвакарма-мандапа в храм и установили перед Божествами на алтаре. Четверо Махапатр из рода дайитапати, с завязанными глазами и перемотанными тканью руками бережно достали брахма-мани из предыдущих мурти и вставили их в брахма-стхали (специальное место в шри мурти размером в 7 см). Если кто-то увидит эту таинственную церемонию своим эмпирическим видением, то этим он призовет к себе несчастье и даже смерть. Говорят, что как-то один землевладелец из Бардхамана, сгоравший от мирского любопытства, дал приличную сумму одному главному панде, надеясь увидеть как проводится церемония Нава-калевары своими материальными глазами. В последствии он там же на месте упал замертво.

После того, как брахма-мани был помещен в новые формы, Им провели пуджу с шестнадцатью упачарами. Дайиты поместили предыдущие мурти на повозку и отвезли к кайвалья-вайкунтхе возле северных ворот. Служители Господа из рода Вишвавасу, подражая людским обычаям, совершили антйешти-крию (погребальные ритуалы) и в течении десяти дней ели только хавишью (рис и дал сваренные без соли, специй и масла), после чего на одиннадцатый день (24 июня 1950) они пошли на Маркандейа-саровару и там побрили голову, омылись, одели новые одежды, которые им подарил царь и посетили храм.

После этого, на двенадцатый день царь раздал маха-прасад особым брахманам и севаитам в храме. В этот день в 1950 (25 июня) году в храме 6-7 тысяч человек почитали маха-прасад.

На одиннадцатый день (24 июня 1950) новых Божеств начали разрисовывать. После этого, когда все было закончено, в день новолуния (15 июля 1950), за два дня до Ратха-ятры, Шри Джаганнатх предстал перед взором всех людей в церемонии, известной как нава-йаувана («вечная юность») или нетротсава («праздник для глаз»).

Говорят, что все дайитапати, которые перемещают брахма-мани, после этого оставляют тело. Но все дайитапати, которые делали это в 1950 году, не были согласны с этим. Все махапатры, которые перемещали брахма-мани в 1950, были все еще живы в 1951 году». (Из «Шри Кшетра», стр.161-168).

Время Нава-калевары в последние столетия

В разных источниках почему-то приводятся совершенно разные даты Нава-калевары за последние несколько столетий (которые совпадают друг с другом только для второй половины 20-го века). При помощи календаря я попытался проверить наступление адхика-Ашадха в разные годы и вот, что у меня получилось: 1809, 1828, 1836, 1855, 1874, 1893, 1912, 1931, 1950, 1969, 1977 и 1996. Исходя из этого, можно предположить, что существуют дополнительные правила для определения времени нава-калевары — так как в 1828 и 1977 годах не было вставки дополнительного месяца Пурушоттама в Ашадхе, но Нава-калевара все равно проводилась. Нава-калевара проводится в промежуток от 8 до 19 лет, причем промежуток в 19 лет случается намного чаще. Из этого списка также явствует, что знаменитая история с из жизни Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, когда Господь Джаганнатх в 1874 году (году его рождения) остановился на три дня возле дома Бхактивиноды Тхакура и даровал Свою гирлянду младенцу Бимала-прасаду, скорее всего произошла сразу после Нава-калевары, когда новые Божества даровали Свой даршан во время Ратха-ятры.

Бхагавати Деви с младенцем Бимала-прасадом во время Ратха-ятры в 1874 г.Бхагавати Деви с младенцем Бимала-прасадом во время Ратха-ятры в 1874 г.

Правильное понимание Нава-калевары

Описания каждой церемонии Нава-калевары записываются в хронику храма под названием «Мāдалā-па̄н̃джӣ». Служители храма говорят, что праздник нава-калевары — это одна из разновидностей того, как Господь Джаганнатх (Дару-брахма) усиливает сладость от игры своего явления ради блага людей. Этот праздник, устраиваемый внутренней энергией Господа Йога-майей, увеличивает блаженство преданных и дарует благо грешным душам. Будучи покрытой йога-майей, эта сокровенная тайна недостижима для человеческой логики. Именно поэтому историки, археологи и люди руководствующиеся в жизни мирскими эмпирическими представлениями, не могут понять эту исполненную милости лилу Шри Дару-брахмы (Господа Джаганнатхи) своими рассуждениями в своих лишённых сердца мозгах». (На основе «Шри Кшетра», стр. 158).

Понимание Нава-калевары довольно сокровенное и совершенным образом отличается от перевоплощения обусловленной души. К сожалению, многие люди, даже вроде бы внешне преданные Господу Джаганнатхе, объясняя эту церемонию, говорят о «смене тела, описанной во второй главе Бхагавад-гиты»! Это совершенно неправильное представление, так как Господь не меняет старое тело на новое под влиянием кармы, как обычные души, но вечно остается в своем абсолютно духовном, блаженном и исполненном знания облике.

Однажды когда Господь Шри Чайтанья Махапрабху жил в Пури, к его личному секретарю Сварупе Дамодаре Госвами пришел один бенгальский поэт и захотел продекламировать Господу Чайтанье составленную им пьесу. У Махапрабху было правило — любой, кто хотел что-либо (стих, песню, поэму, пьесу) прочитать Ему, сначала должен был прочитать ее Сварупе Дамодаре и только если Сварупа Дамодара одобрял, ее можно было прочитать перед Господом Чайтаньей. Этот поэт, друг Бхагавана Ачарьи, написал такой вводный стих к своей пьесе:

викача-камала-нетре ш́рӣ-джаганна̄тха-сам̇джн̃е
 канака-ручир иха̄тманй а̄тмата̄м̇ йах̣ прапаннах̣
пракр̣ти-джад̣ам аш́ешам̇ четайанн а̄вира̄сӣт
 са диш́ату тава бхавйам̇ кр̣шн̣а-чаитанйа-девах̣

«Верховная Личность Бога принял золотой облик и стал душой тела по имени Господь Джаганнатх, чьи лотосные глаза широко распустились. Таким образом Он явился в Джаганнатха Пури и оживил мертвую материю. Пусть же этот Господь, Шри Кришна Чайтаньядева, дарует вам все благословения». (Чайтанья-чаритамрита, Антья, 5.112).

Услышав этот стих, все присутствующие стали хвалить поэта, но Сварупа Дамодара Госвами попросил его объяснить этот стих. Кави начал объяснять, что Господь Джаганнатха — прекрасное тело (сундара-ш́арӣра), а Шри Чайтанья Махапрабху – владелец этого тела (ш́арӣрӣ), который явился, чтобы одухотворить весь безжизненный материальный мир. Все обрадовались такому объяснению, но Сварупа Дамодара, испытывая боль, опечалился стал с гневом ругать горе-поэта:

а̄ре мӯркха, а̄пана̄ра каили сарва-на̄ш́а!
дуи та’ ӣш́варе тора на̄хика виш́ва̄са

«О глупец! Ты призвал на свою голову несчастья, так как не обладаешь знанием о существовании двух Господов, Джаганнатхи и Шри Чайтаньи Махапрабху, и не имеешь веры в них!

пӯрн̣а̄нанда-чит-сварӯпа джаганна̄тха-ра̄йа
та̄н̇ре каили джад̣а-наш́вара-пра̄кр̣та-ка̄йа!!

Господь Джаганнатха полностью духовен и исполнен трансцендентного блаженства, но ты сравнил его с неживым, подверженным разрушению телом, созданным из инертной, внешней энергии Господа!!

пӯрн̣а-шад̣-аиш́варйа чаитанйа—свайам̇ бхагава̄н
та̄н̇ре каили кшудра джӣва спхулин̇га-сама̄на!!

Ты поставил Шри Чайтанью Махапрабху, Верховную Личность Бога, исполненную шести достояний, на один уровень с обычным живым существом. Вместо того, чтобы признать Его как верховный огонь, ты назвал Его искоркой!!

дуи-т̣ха̄н̃и апара̄дхе па̄иби дургати!
ататтва-джн̃а ‘таттва’ варн̣е, та̄ра еи рӣти!

Из-за того, что ты оскорбил Господа Джаганнатху и Шри Чайтанью Махапрабху, тебя ждет адская жизнь! Ты не умеешь описывать Абсолютную Истину и тем не менее ты берешься за это! Поэтому тебе не избежать наказания!

а̄ра ека карийа̄чха парама ‘прама̄да’!
деха-дехи-бхеда ӣш́варе каиле ‘апара̄дха’!

Ты пребываешь в полной иллюзии, потому что ты провел разницу между телом и душой Господа! Это — большое оскорбление!

ӣш́варера на̄хи кабху деха-дехи-бхеда
сварӯпа, деха,—чид-а̄нанда, на̄хика вибхеда

Никогда нет никакой разницы между телом и душой Верховной Личности Бога. Его личность и Его тело состоят из блаженной духовной энергии. Между ними нет разницы». (Чайтанья-чаритамрита, Антья 5.118-122. Шрила Прабхупада дает очень важные комментарии на эти стихи, которые обязательно должны прочитать все из нас, кто кому интересно, что же нравится и не нравится Господу Шри Чайтанье Махапрабху; те, кто просто любят слушать «о Кришне» и особенно те, кто пытаются писать о Кришне или составлять о Нем песни и стихи).

Эта церемония Нава-калевары совершается под влиянием лила-шакти Господа, Йога-майи, проявленной как Мангала Деви в Какатапуре недалеко от Пури. Она  исполняет Его желания, дарует благо обусловленным душам и спасает падших. Человек способен понять смысл деяний Господа в зависимости от своей удачи, квалификации, чистоты сердца и совершенных оскорблений в прошлом. Когда сердце осквернено совершенными в прошлом апарадхами, то что уж говорить о настоящей шастрийа-шраддхе, в нем, как правило, нет даже обычной мирской веры, лаукика-шраддхи. Поэтому оскорбительное мировоззрение выдвигает множество сомнений и доводов относительно мистического откровения Мангала Деви, олицетворения внутренней энергии Господа, и пребывания Господа Джаганнатхи в форме Маха-дару (внешне похожего на Божество, сделанное из дерева). От этого трансцендентное положение Господа нисколько не страдает, но такие эмпирики усугубляют свое и без того довольно плачевное положение. (На основе «Шри Кшетра», стр. 159).

Анавасара во время нава-калевары

После снана-йатры Господь Джаганнатх скрывается от взора людей на две недели. В это время, известное под названием анавасара его «лечат» (см. комм. Шрилы Прабхупады к Чайтанья-чаритамрите, Мадхья, 13.8) и обновляют трансцендентные краски на Его теле.

Праздничное омовение Господа Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры во время Снана-пурнимы 13 июня 2014. Праздничное омовение Господа Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры во время Снана-пурнимы 13 июня 2014. (Photo: IANS)

Из Чайтанья-чаритамриты (Мадхья, 11.62-63) мы знаем, что Господь Чайтанья Махапрабху тяжело переживал эту разлуку с господином Своего сердца и поэтому каждый день ходил около 20 км в Брахмагири, чтобы там получать даршан Господа Аларнатха.

Господь Аларнатх в деревне Брахмагири (Аларнатх)Господь Аларнатх в деревне Брахмагири (Аларнатх)

Примечательно, что из-за адхика-маса Господь Джаганнатха недоступен взору людей не две недели, как обычно, а целых полтора месяца! Также интересно, что церемония нава-калевары, насколько мне известно, не упоминается ни в одной биографии Господа Чайтаньи и даже в более поздних описаниях Его последователей, хотя в них упомянуто множество праздников в Пури, таких как Ратха-ятра, анавасара, Нетротсава, Дола-ятра, Снана-ятра, Лакшми-виджая (Хера-панчами) и т. д. Я провел небольшие расчеты и, исходя из них, нава-калевара должна была проводиться в 1516 и 1535 годах. В 1535 году Шри Чайтанья Махапрабху уже завершил Свои игры на этой земле, тогда как в 1516 году Он уже должен быть вернуться в Пури из Своего путешествия по Южной Индии.

Следующая нава-калевара состоится через 19 лет — в 2034 году.

Вот такие необычные игры проявляет по Своей безграничной милости к падшим душам Господь Вселенной, Шри Джаганнатх.

Использованная литература:

— Сундарананда Видьявинод, Шри Кшетра, Гаудия Миссия, 2006. (бенгали).

Ниладри-маходайа в Complete Sanskrit Works on Jagannath Culture, Vol.1, Tirupati, 2006. (санскрит).

Источник: Блог Бриджабаси даса (https://brijabasidas.wordpress.com)

См. также другие материалы на нашем сайте:

Комментарии  
Харе Кришна! Мои поклоны. Вся слава Шриле Прабхупаде. Подскажите, пожалуйста, что это за праздник Дола-ятра и как его отмечают.