Журнал: Вайшнавизм. Открытый форум № 6 (2016).
М., 2016. — 176 с.; 24*17 см. — issn 2412-8325.
Вышел в свет очередной, 6-й номер научно-публицистического журнала «Вайшнавизм: открытый форум». Номер посвящен недавно оставившему этот бренный мир Радха-Дамодару Прабху (Серг1953-2016), который был его главным редактором, занимая также пост вице-президента ЦОСКР и президента Местной религиозной организации Московское общество сознания Кришны.
Журнал издается с 1997 года, и пользуется большой популярностью у весьма широкой аудитории: как среди ученых, так и для просто любознательных читателей, поскольку дает научный взгляд на разные стороны вайшнавской традиции, причем не только снаружи, но и изнутри. С такой точки зрения это периодическое издание чрезвычайно полезно также для государственных служащих и СМИ, зачастую испытывающих дефицит достоверной информации о феномене традиции бенгальского вайшнавизма. Издание адресовано последователям вайшнавской традиции, специалистам, изучающим ее историю и современное состояние развития, а также широкой аудитории читателей, интересующихся философией и культурой Индии.
Свою цель редакция журнала видит не только во всестороннем раскрытии содержания и ценностей вайшнавской традиции, но также и в развитии культуры дискурса в среде вайшнавов и углублении межкультурного и научного междисциплинарного диалогов. Издание призвано раскрыть эвристическую ценность наследия вайшнавизма, дать представление об истории и современном состоянии данного явления культуры в контексте актуальных проблем человека, общества и природы, продемонстрировать читательской аудитории системность, научную содержательность и практическую универсальность феномена вайшнавизма. Журналу присуща открытая и критическая оценка этого явления.
Среди авторов журнала — философы, социологи, индологи, религиоведы и культурологи.
Выпуск представлен тематическими разделами: «Вайшнавизм: история и наследие», «Современные социальные и культурные тенденции вайшнавизма», «Вайшнавизм в контексте современной науки и философии», «Вайшнавизм в межкультурном диалоге, Вайшнавизм: философия, культура и общество», «Рецензии, обзоры, отзывы», в которых читателю предлагаются статьи: «50 лет ИСККОН» (Бхакти Вигьяна Госвами), «Проблемы агиографии Прабхупады» (Вадим Останин), «Объединение с Ведантой: канон и комментарий в чайтанья-вайшнавизме» (Рави М. Гупта), «Борис Фаликов: индологический опыт, изучение ИСККОН и современное религиоведение» (интервью), «Пицца или пакоры? Перемирие между консерваторами и либералами в ИСККОН» (Браджа Бихари дас), «Проблема взаимодействия вайшнавизма и современной науки с точки зрения традиции, философии науки и глобализации» (Сергей Асташкевич), «Интервью с Майклом Кремо: наука и ИСККОН» (Юрий Москалёв), «Диалектический персонализм Хридаянанды Госвами» (Алексей Тимощук), «Следы ведической цивилизации в культуре и религии народов Центральной Азии» (Асель Айтжанова), «Откровение и разум в православии и вайшнавизме» (Семен Ватман), «Культура в контексте онтологии ведийской шабды» (Наталья Антонова), «Интервью с Враджендра-Кумаром: эволюция духовных стандартов» (Нари деви даси), «Работа международной религиоведческой школы изучения вайшнавизма как пример синтеза академической науки и традиции 2012–2015 гг. (Евгений Смицкий), «Вайшнавская традиция в социокультурном контексте современной России» (Радха-Дамодар дас), «Обзор статьи Бхакти Вигьяны Госвами о ведической логике ведения спора» (Алексей Тимощук), «Отклик на статью Вильяма Дэдвейлера «Очищение сердец: история реформ в ИСККОН»» (Дмитрий Попов), «Обзор конференции «Бенгальский вайшнавизм в современный период» Оксфордского университета» (Алексей Тимощук), «Круглый стол «Вайшнавизм: отрытый форум» Третьего конгресса российских исследователей религии во Владимирском государственном университете», «Герой веры. Памяти Сергея Зуева, одного из лидеров Общества сознания Кришны» (Роман Лункин), «Радха-Дамодар дас: от Циолковского до Абсолютной Истины» (Юрий Плешаков).
Этот выпуск стал последним для Радха-Дамодара даса, одного из пионеров движения российских вайшнавов, подвергшегося в советское время репрессиям за свою религиозную деятельность. Он скоропостижно покинул этот мир 3-го сентября в Москве на 64-м году жизни после тяжелой и непродолжительной болезни.
Радха Дамодар дас еще при жизни был живой легендой российского ИСККОН, очевидцем и непосредственным участником событий, определивших настоящее и будущее этого духовного движения в нашей стране, отмечается в предисловии к номеру. Он стоял принимал активное участие в регистрации первого официального объединения вайшнавов - Московского общества сознания Кришны, а затем и централизованной религиозной организации Центр обществ сознания Кришны в России. До последнего момента Радха Дамодар дас был членом Национального совета российского Общества сознания Кришны, занимал посты вице-президента ЦОСКР и президента МОСК, руководил проектами «Вайшнавский университет» и «Вайшнавизм: открытый форум». Его позиция по различным духовным, организационным и практическим вопросам всегда отличалась ясностью, здравым смыслом, учетом разных точек зрения и внимательным к ним отношением. Он брал на себя решение самых сложных ситуаций, возникавших в недрах российского Общества сознания Кришны и вокруг него. Он был неизменно внимателен и вежлив по отношению к большому числу совершенно разных людей, с которыми ему доводилось общаться, — и к доброжелателям, и к антагонистам движения. Определение вайшнава как совершенного джентльмена, некогда данное Шрилой Прабхупадой, было применимо к Радхе Дамодару дасу в полной мере.
Незадолго до ухода Радха Дамодар Прабху звонил в редакцию ВОФ из боль ничной палаты, заботясь о содержании номера, посвященного 50-летию ИСККОН, которому замечательный преданный и «духовный воин» отдал без остатка здоровье и жизнь.
Данный номер можно также назвать юбилейным, потому что 2016 год – год 50-летия Международного общества сознания Кришны. За это время крупнейшая организация вайшнавов приобрела значительный духовный, административный, межкультурный, финансовый и юридический опыт. Вайшнавы честно признают существование проблем, и стараются исправить прошлые ошибки. Это можно назвать «внутренним и внешним аудитом». В своих интервью и других материалах ученые и лидеры Общества ставят актуальные вопросы и ищут на них ясный ответ: что означает понятие «наука» для последователей Общества сознания Кришны? чем характеризуется современная религиозная ситуация в России? как разрешать конфликты; как найти точки соприкосновения с обществом и наладить диалог с теми, кто мыслит иначе? — эти и другие вопросы находят ответы на страницах юбилейного выпуска журнала.
Содержание:
От редакции
Бхакти Вигьяна Госвами. 50 лет ИСККОН
I. Вайшнавизм: история и наследие
Останин В. Проблемы агиографии Прабхупады
Гупта Рави М. Объединение с Ведантой: канон и комментарии в чайтанья-вайшнавизме
II. Современные социальные и культурные тенденции вайшнавизма
Филькин К. Интервью с Борисом Фаликовым: идеологический опыт, изучение ИСККОН и современное религиоведение
Браджа Бихари дас. Пицца или пакоры: перемирие между консерваторами и либералами в ИСККОН
III. Вайшнавизм в контексте современной науки и философии
Асташкевич С. Проблема взаимодействия вайшнавизма и современной науки с точки зрения традиции, философии науки и глобализации
Москалёв Ю. Интервью с Майклом Кремо: наука и ИСККОН
Тимощук А. Диалектический персонализм Хридаянанды Госвами
IV. Вайшнавизм в межкультурном диалоге
Айтжанова А. Следы ведической цивилизации в культуре и религии народов Центральной Азии
Ватман С. Откровение и разум в православии и вайшнавизме
V. Вайшнавизм: философия, культура и общество
Антонова Н. Культура в контексте онтологии ведийской шабды
Нари деви даси. Интервью с Враджендра-Кумаром: эволюция духовных стандартов
VI. Рецензии, обзоры, отзывы
Смицкий Е. Работа международной религиоведческой школы изучения вайшнавизма как пример синтеза академической науки и традиции (2012–2015).
Радха Дамодар дас. Рецензия: «Вайшнавская традиция в социокультурном контексте современной России»
Тимощук А. Обзор статьи Бхакти Вигьяны Госвами о ведической логике ведения спора
Попов Д. Отклик на статью Вильяма Дэдвейлера «Очищение сердец: история реформ в ИСККОН»
Тимощук А. Обзор конференции «Бенгальский вайшнавизм в современный период» Оксфордского университета
Круглый стол «Вайшнавизм: отрытый форум» Третьего конгресса российских исследователей религии (Владимирский государственный университет)
Лункин Р. Герой веры. Памяти Сергея Зуева, одного из лидеров Общества сознания Кришны
Плешаков Ю. Радха Дамодар Дас: от Циолковского до Абсолютной Истины