Статьи

Featured

Каларипаятту - древнее боевое искусство Индии

Первые сведения о каларипаятту появились впервые на страницах зарубежных спортивных журналов в самом начале 1980-х. Внимание привлекли цветные фотографии бойцов с необычным оружием в руках: изогнутые палки, стальные бичи, кинжалы необычной формы...

Фотографии поединков полуголых бойцов показывали искусство, которое заметно отличалось от уже популярного в то время каратэ.

Из опубликованных статей можно было узнать, что это древнее боевое искусство практикуется где-то на юге Индии. В то время поехать в Индию было делом почти невозможном и о более близком знакомстве пришлось забыть. Однако, необычное название запомнилось, и интерес к этой древности остался.

Прошло семь лет. И вот на спортивной арене комплекса в Битце появились живые бойцы каларипаятту, которые приехали на праздник "Утсав", который впервые состоялся в Москве в рамках советско-индийского фестиваля. "С доставкой на дом" к нам приехали лучшие боевые мастера из самого крупного центра "Калари Сангхам", расположенного в городе Тривандрум, столица штата Керала. Возглавлял делегацию бойцов мастер Нарайянан Найр. Газета "Советский спорт" писала об этом событии следующее:

Featured

Биография Шрилы Гаура Кишора Даса Бабаджи Махараджа

Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи МахараджаШрила Гауракишора даса Бабаджи Махараджа родился в  30-х годах XIX-го века в округе Фаридапура,  неподалеку  от местечка под названием Тепакхола, в деревне Вагйана в Восточной Бенгалии, ныне  Бангладеш.  Практически всю свою жизнь он  занимался  продажей зерновых, а после кончины жены оставил свои дела и отправился в священный Вриндаван, город неподалеку от Дели, славящийся множеством священных озер и лесов, а также уникальными храмами Кришны. Там он встретил Шрилу Бхагавата-даса  Бабаджи, одного из выдающихся учеников Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, и принял от него посвящение в жизнь отшельника, называемых в вайшнавской традиции Бабаджи.

С тех пор он носил одну лишь набедренную повязку и ночевал каждый раз под другим деревом, коих во множестве росло на просторах Вриндавана.  Так продолжалось примерно тридцать лет. В течение этого времени он иногда путешествовал по святым местам Северной и Западной Индии, в том числе посещал Гаура-мандалу, или Навадвипу.  Шрила Гаура-кишора даса Бабаджи славился среди жителей Вриндаваны, где его уважительно называли бхаджанананди, «тот, кто постоянно ощущает блаженство медитации на Верховного Господа». Несмотря на оказываемые ему почести, он никогда не стремился к материальному чувственному удовлетворению и весьма нелестно отзывался о тех, кто притворяясь святым, тайно предавался греху. Смысл его жизни состоял в беспримесной преданности Верховному Господу, и поведение его было безупречным.

Featured

Шрила Бхактивинода Тхакур - О многообразии религий

Шрила Бхактивинода Тхакур с чёткамиБхактивинода Тхакур считается одним из основателей современного Гаудия-вайшнавизма (бенгальской школы Бхакти). Эта школа была основана в 16 веке великим проповедником любви к Богу Шри Чайтаньей (1486-1534). К середине 19 века движение, основанное Шри Чайтаньей, раздробилось. Новую жизнь в него вдохнули труды Бхактивинода Тхакура.

Энциклопедически образованный человек, Бхактивинода смог изложить древнее учение языком, понятным его современникам, которые в то время находились под сильным влиянием европейской культуры и религии. В приведенном ниже отрывке из книги «Шри Чайтанья Шикшамрита», опубликованной на бенгали в 1886 г., он формулирует принципы межконфессионального диалога, не утратившие своей актуальности и в наше время, когда религиозный фундаментализм стал реальной угрозой миру.

В одной из хасидских притч рассказывается о некоем раввине, который оставил отчий дом в Кракове и отправился в Прагу на поиски богатства. После долгих поисков он в конце концов встречается с христианином, и эта встреча открывает ему, что сокровища, которые он так долго искал, зарыты во дворе его родного дома в Кракове. Иначе говоря, встреча с иной религиозной традицией часто помогает человеку по-новому оценить красоту и силу своей собственной. В каком-то смысле, соприкосновение с Европейской религиозной традицией помогло Бхактивиноду по-новому посмотреть на бенгальский вайшнавизм. Мы же надеемся, что публикация этого отрывка и более глубокое знакомство с традицией вайшнавизма поможет нашим российским читателям по-новому взглянуть на духовные традиции России.

 
Три разновидности атеизма
 
Примитивное, нецивилизованное состояние человека отделяют от чистой веры в прекрасного Господа три ступени (три вида верований). Они называются 1) атеизм (настикйа-вада); 2) материализм (джада-вада); 3) скептицизм, или философия пустоты (нирвана-вада, или сандехнувада). Мешая духовному развитию человека, эти три философии приводят к плачевным результатам. Разумеется, далеко не каждый подпадает под их влияние, но те, кто оказался под их влиянием, становятся пленниками этих идей и их духовное развитие останавливается. И наоборот, те, кто начинает поклоняться Господу в рамках ведической социальной системы, даже если они принадлежат к нецивилизованным народностям, благодаря получаемому ими воспитанию, образованию и нормам поведения, очень быстро развивают в себе сильную веру в Бога. Таков естественный ход развития человечества. Но, если человек заражается одной из этих трех материалистических философий, душа его начинает вести неестественное существование.
 
Физические и умственные различия между людьми
 
Люди, живущие в разных странах и на разных континентах, имеют разную природу. Хотя их глубинная сущность одинакова, их второстепенные качества разнятся очень сильно – во всем мире не найдется двух людей, имеющих одинаковую вторичную природу. Если даже близнецы, появившиеся на свет из одного чрева, отличаются по облику и качествам, то что тогда говорить о людях, родившихся в разных странах? В разных странах люди пьют разную воду, дышат разным воздухом, питаются разной пищей, живут в окружении разных гор и лесов, носят разную одежду. Благодаря этим различиям, обитатели разных стран отличаются по телосложению и цвету кожи, следуют разным обычаям, по-разному одеваются и едят. Психология у различных народов тоже разная. В силу всего этого представления разных народов о Боге, хотя и совпадают в главном, в деталях разнятся. Выйдя из дикого состояния, люди переходят сначала на цивилизованную ступень развития, затем – на научную, после этого – на нравственную, и в конце концов развивают в себе любовь к Богу. На каждой из этих ступеней появляются различия в языке, одежде, пище и образе мыслей. В конечном счете, все это порождает разные формы поклонения Богу. С объективной точки зрения, вторичные различия в способах поклонения Богу несущественны. Если представления о сущностной природе Бога и поклонения Ему совпадают, то вторичные детали не могут человеку одной веры помешать достичь того же результата, которого достигает человек другой веры. Поэтому Шри Чайтанья учил своих последователей рассказывать людям о чистом образе Бога, но в то же время запрещал осуждать то, как поклоняются Богу другие. (5)
 
Пять различий между религиями мира
 
Названные выше причины приводят к возникновению пяти видов различий в формах поклонения Богу, принятых в разных странах:
 
1) различия в духовных учителях;
2) различия в менталитете поклоняющегося и соответствующие различия в способе выражения почтения;
3) различия в методах поклонения;
4) различия в представлениях об объекте поклонения и обрядах;
5) различия в именах Бога и терминологии, вызванные различиями в языке.
 
1. Различия в духовных учителях
 
В одних местах люди оказывают почтение мудрецам и подвижникам древности, в других они почитают проповедников и пророков, таких как Магомет. В третьих странах люди почитают Иисуса и святых. В прочих странах в почете учителя мудрости. Очень важно, чтобы люди оказывали должное почтение святым, родившимся на их земле. Однако человек не должен навязывать превосходство собственной веры другим людям, даже если он уверен в этом превосходстве (ибо уверенность в превосходстве своей веры позволяет ему укрепиться в ней). Подобного рода ссоры по вопросам веры никому не приносят ничего хорошего.
 
2 и 3 Различия в методах поклонения, вызванные разницей в менталитете
 
Что же касается различных методов выражения почтения, то в одних странах тот, кто поклоняется Богу, восседает на асане и совершив пранаяму начинает совершение обряда. В других странах Богу поклоняются пять раз в день, повернувшись лицом к святому месту, читая молитвы и кланяясь до земли. В третьих странах люди преклоняют колена и, выражая свое смирение, прославляют Господа в своих домах и храмах. В разных странах у людей существуют разные представления о том, что для верующего является чистым, а что - нечистым в пище, одежде и в привычках.
 
4. Различия в представлениях об объекте поклонения и обрядах
 
Разные религии также рекомендуют проведение разных обрядов поклонения и по-разному определяют объект поклонения. Одни люди, движимые любовью к Богу, устанавливают зримые формы Господа сначала в своих сердцах, а потом – вне них. Понимая, что внешний образ Господа не отличен от Господа в сердце, они поклоняются этому изображению. В других религиях, в силу большего акцента на логике и философии, считается, что образ Бога постижим только в уме. В этих религиях не признаются внешние формы Господа, хотя на самом деле их представления о Боге сами по себе являются такой формой. (6)
 
5. Различия в терминах и именах Бога
 
Лингвистические различия приводят к тому, что люди в разных странах называют Бога разными именами и пользуются разными языками, обращаясь к Богу. В силу существования этих естественных различий религии, укоренившиеся в разных странах, не могут не выглядеть по-разному. Однако это никому не дает оснований спорить друг с другом, отстаивая превосходство своего способа поклонения Богу. Такого рода споры порочны и разрушительны. Когда человек приходит в место, где Богу поклоняются по-другому, чем он привык, он должен думать: «Эти люди поклоняются моему Господу, но иначе. Поскольку я привык поклоняться Ему по-другому, мне трудно приобщиться к этой форме поклонения. Однако этот опыт поможет мне глубже оценить ту форму поклонения,  к которой я привык. Бог един. Нет двух богов. Поэтому я возношу молитвы тому образу Господа, которому поклоняются здесь, и молю Его, чтобы этот новый для меня облик усилил во мне любовь к тому образу Господа, к которому я привык обращаться». (7)
 
Те, кто не следуют этому совету, а вместо этого, предпочитают осуждать способы поклонения Богу, принятые в других религиях, проявляя ненависть, вражду, зависть или применяя к другим насилие, - люди недостойные и глупые. Степень пристрастия человека к бессмысленным спорам обратно пропорциональна степени его заинтересованности в поисках Бога.
 
1. Бхагавата Пурана, 7.6.25-26
2. Бхагавата Пурана, 7.1.30
3. Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.108, 22.109, 22.161, Бхагавата Пурана, 3.25.28
4. Бхагавата Пурана, 11.14.3-8
5. Бхагавата Пурана, 11.3.26, Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.119
6. Бхагавата Пурана, 11.27.9, 11.27.11-12
7  Нароттам дас Тхакур, Према-бхакти-чандрика, 2.17

Шрила Бхактивинода Тхакур - О многообразии религий

 Четыре вида мотивированного поклонения Богу

 
В зависимости от уровня сознания, человек пытается умилостивить Бога, руководствуясь четырьмя мотивами. Им может двигать:
1) страх; 2) надежда удовлетворить свои материальные нужды; 3) чувство долга (картавйа-буддхи); или 4) подлинная любовь к Богу. (1)
Featured

«Упадешавали» Завещание Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Махараджи Прабхупады

Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвами Махараджа 1. Парам виджайате шри-кришна-санкиртанам: «Пусть одержит полную победу совместное пение имен Кришны» — таков девиз Шри Гаудия Матха.

2. Шри Кришна, или вишая-виграха (объект любви преданного),— единственный наслаждающийся, а все остальныепредназначены для Его наслаждения.

3. Те, кто не совершает хари-бхаджану, пребывают в невежестве и губят свою душу.

4. Принять Шри Хари наму — то же самое, что постичь Самого Бхагавана.

5. Те, кто ставит полубогов на один уровень с Вишну, не способны служить Бхагавану.

6. Публикация вайшнавской литературы и проповедь в нама-хаттах — истинное служение Шри Майяпуру.

7. Мы не стремимся совершать благие или дурные дела; мы не ученые и не безграмотные. Наш долг — нести на голове обувь чистых преданных Хари. Служа им, мы получили посвящение в мантру киртанийах сада хари.

8. Проповедь, не подкрепленная личным примером, ничем не лучше кармы, мирской деятельности. Не осуждайте природу других, исправляйте свои собственные недостатки — это мое личное указание каждому.

9. Служить жителям Враджи, страдающим от разлуки с Кришной, когда Он уехал из Вриндаваны в Матхуру, — наше высшее, вечное занятие.

10. Если мы хотим, чтобы наша жизнь увенчалась успехом, мы должны получать наставления только из духовных источников, не придавая значения бесчисленным мирским теориям.

Featured

Последнее письмо Шачисуты Даса (тюрьма, 1987 год)

Шачисута Прабху, преданный КришныВчера, копаясь в копиях документов по истории ИСККОН, обнаружил там письмо, которое Шачисута Прабху написал своему другу Пране Дасу (Тиграну Кандиляну) буквально за неделю до своей смерти. Кто не знает - Шачисута Прабху был одним из преданных, которых в середине 1980-х годов бросали в тюрьмы, лагеря и психбольницы за исповедование сознания Кришны. Армянским вайшнавам приходилось особенно тяжело. Их били и пытали на допросах, а, бросив в камеру, всячески пытались сломить их волю и заставить отказаться от Кришны. Зная, что вайшнавы - строгие вегетарианцы, тюремное начальство давало им "убойную пищу", чтобы хоть так - через голод - заставить их "сломаться". Шачисуда два года питался одним только черным хлебом, поскольку к нему не пропускали даже посылки от родных.
Зима 1987 года выдалась особенно тяжелой. Шачисута отбывал срок в Чашкане Соль-Илецкого района Оренбургской области, где температура зимой опускалась до сорока градусов и ниже. Истощенный и подорванный тюремной пайкой, организм преданного начал "сдаваться". К декабрю 1987 года он уже с трудом мог ходить и был совершенно измучен.

Featured

Не бойтесь человека с шикхой! Известный психолог провел психиатрическую экспертизу кришнаитов

Кришнаиты на харинаме в Москве. 2010Одной из характерных черт духовной жизни сегодняшней России является религиозный плюрализм, предоставление не декларированной, а действительной возможности выбора духовного пути. Все большее количество людей находит свое сокровенное на страницах священных писаний и в храмах.

Появились и новые для России конфессии с непохожими на привычные для нашего восприятия обычаями и обрядами. Среди них - Движение Сознания Кришны, официально зарегистрированное в 1988 году.
Его последователей называют кришнаитами (вайшнавами). Не удивительно, что бритоголовые люди с хохолком на затылке, в странных белых и оранжевых одеяниях поначалу вызвали у многих опасение. А между тем это непривычно только на улицах наших городов. Поклонение Кришне (вайшнавизм) - это древняя монотеистическая религия, ветвь индуизма, насчитывающего около миллиарда приверженцев во всем мире. И уж конечно, ни в Индии, ни у индусов оно не вызывает чувства неприятия.

Сознание Кришны - это Движение за возрождение духовности в обществе. Суть его - в одухотворении человеческой жизни, возвышении сознания людей. Основано это Движение на Ведах - древнейшем источнике духовных и материальных знаний. Веды были записаны около 5 тысяч лет назад на священном языке - санскрите, образующем общую основу индоевропейской языковой семьи, к которой относятся и славянские языки. Непонятные знаки на лбу и на носу у кришнаитов - это священная тилака, указывающая на то, что тело человека является храмом Бога. Косичка на бритой голове (шикха) - знак ведической учености. Их одежды (дхоти) тоже могут показаться нам экстравагантными, но их носят миллионы индусов, причем шафрановый цвет символизирует отречение от мира, монашество, а белый говорит о том, что перед вами домохозяин, имеющий семью. Так что не беспокойтесь, человек с шикхой не причинит вам вреда, он не может быть ни рэкетиром, ни мафиози, т.к. это противоречит его религиозным убеждениям.

Featured

Рудракша - «слеза Рудры» - одно из чудес света

Рудракша (от санскр. rudraksha - «слеза Рудры», лат. Elaeocarpus ganitrus)Рудракша (от санскр. rudraksha - «слеза Рудры», лат. Elaeocarpus ganitrus) — вид вечнозелёных широколиственных деревьев семейства элеокарповых. Произрастает по преимуществу на Индо-Гангской равнине и в предгорьях Гималаев. Используется в народной медицине.

Всего существует 38 типов рудракши. Здесь дано описание типов с одноликой до 21-оликой рудракши и еще нескольких - в основном редких. 14 ликовБольшинство интернет-сайтов, где можно найти иинформацию по рудракше, не советуют покупать первую попавшуюся - все они советуют сначала обратится к проффесиональному джйотиш-астрологу - только он может правильно подобрать подходящую лично вам рудракшу.

Зерна, выросшие в Непале, называются "Рудракша.
Зерна, выросшие в Индонезии, называются "Индракша".
Зерна, выросшие в Индии, называются "Бхадракша".

Место произростания рудракши никоим образом не влияет ни на какие ее качества. Все они – и Рудракша и Индракша и Бхадракша – одинаково ценны и могут быть использованны как в ритуале почитания Шивы, так и в ежедневном ношении.

Featured

Дживараджа дас "О важности чтения книг Шрилы Прабхупады"

Шрила Прабхупада с книгамиПобоюсь сказать, что у меня есть вкус к чтению книг Прабхупады. Скорее, я бы хотел его получить. Мне нравится ведическое знание, потому что оно изошло от Господа, Его представителей, а не каких-то философов-мыслителей и писателей. Но без книг Прабхупады я бы ничего не понял. В то время, когда я пришёл в ИСККОН (1997 г.), практически были только книги ББТ. Сейчас появилось много другой Ведической литературы, не прокомментированной Прабхупадой и ачарьями. И она продолжает прибывать и прибывать. Я вижу, что многие преданные сейчас читают эту литературу, но пренебрегают чтением книг Шрилы Прабхупады. Это, конечно, Веды, но без комментариев ачарьев мы скорее всего не сможем правильно понять их и запутаемся, появятся сомнения, которые могут даже увести нас из Сознания Кришны.
Читая книги Прабхупады, мы получаем сливки всех Вед. Прабхупада дал нам переводы и комментарии самой сокровенной и возвышенной литературы. «Шримад-Бхагаватам» — зрелый плод древа желаний Ведической литературы. Я читал другие Пураны. В них часто встречаются разделы карма-канды, читать которые вообще нет смысла, особенно начинающим преданным. «Шримад-Бхагаватам» говорит только о чистом преданном служении. А комментарии Прабхупады помогают нам понять эту великую книгу такой как она есть и применить это древнее знание в нашей настоящей жизни!

Featured

Чистый преданный Кришны. Гоур Говинда Свами

Гоур Говинда Свами Предсказание астролога

Однажды в деревне Гадай-гири на два дня остановился   знаменитый астролог Нитьянанда Кхадиратна. Браджа-бандху (имя, данное Гоур Говинде Махарадже родителями) был тогда совсем малышом, и так случилось, что в этот момент вместе с матерью он находился в доме своего дяди в Гадай-гири. Пата деви понесла сына к астрологу, чтобы узнать его будущее. Нитьянанда Кхадиратна сказал: «Твой мальчик очень умен и полон преданности. Он женится и будет состоять на государственной службе. В зрелом возрасте он оставит семейную жизнь и станет садху. Ему откроется угие садху. Он построит храмы. Деревня Гопала (Гадай-гири) будет процветать благодаря его усилиям. Сам Бог послал этого ребенка из духовного мира в материальный, чтобы проповедовать Свое послание и освобождать падшие души».

Featured

108 имён Господа Нитьянанды. Молитва составленная Шри Сарвабхаумой Бхаттачарьей.

Господь Нитьянанда сидит на коленях

 

шриман-нитйананда-чандрайа намах

Я почтительно склоняюсь перед Луной Шри Нитьянанды.

шри-шри-нитьянандаштоттара-шата-нама-стотрам

Молитва ста восьми именам Шри Нитьянанды Прабху, составленная Шри Сарвабхаумой Бхаттачарьей.
 
нитйанандам ахам ванде
карне ламбита-мауктикам
чаитанйаграджа-рупена
павитри-крита-бхуталам


Слава Шри Нитьянанде, который носит в ухе единственную жемчужную серьгу! Он стал старшим братом Господа Чайтаньи и тем самым очистил всю планету.