По случаю самого священного и благоприятного фестиваля Шри Гаура-джайанти я хотел было просто поделиться несколькими удивительными стихами и молитвами во славу Господа Гаурасундары, но из-за моей обусловленности у меня не получилось сделать это просто и коротко — сев на днях, чтобы написать эти пару слов, мне почему-то пришлось составить экскурс в основы санскритской поэтики. Поэтому, так как сегодня праздник и времени у каждого из нас не так много, а служения нужно сделать немало, то можно просто пролистать эту страницу вниз и в конце этой статьи прочитать сами стихи. Они действительно удивительные. А если у кого-то есть желание ближе познакомиться с величием санскритской литературы и ее авторов (и есть время на это), то уже после праздника можно прочитать и эту небольшую заметку.
Статьи
Хотя у меня совсем мало времени, я все же хочу воспользоваться возможностью и попытаться написать несколько слов на тему очень важного праздника — Шива-ратри. Как правило, это не самый главный праздник для вайшнавов и о нем не так часто и не так много говорится. Может быть, это даже лучше для нас – западных людей и начинающих преданных, которым часто бывает непросто понять тонкие различия в описаниях таттвы. Тем не менее, мы все знаем знаменитое утверждение Бхагаватам (12.13.16): ваишн̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣ — «Господь Шива является величайшим среди всех вайшнавов». Поэтому у преданных есть очень существенная причина соблюдать этот могущественный праздник – благодаря этому можно доставить удовольствие величайшему из вайшнавов и снискать его милость! А как иначе, без милости великих и дорогих слуг Господа, можно надеяться на милость Господа и на продвижение в духовном развитии?
Но прежде чем мы перейдем к обсуждению этого праздника, я сразу хочу сказать о том, что хотя практические везде его празднуют сегодня, 7 марта, вайшнавы, в соответствии с Хари-бхакти-виласой, по крайне мере в некоторых местах (к которым относится Киев) должны праздновать его завтра. Причина проста — вайшнавы, в отличие от смарт, соблюдают только шуддха-титхи (шуддха-экадаши и проч.), а не виддха-титхи (нечистые дни).
Прочитал сегодня "отчет за последние месяцы, размышления, некоторые итоги года и планы на будущий год ЕС Бхакти Вигьяны Госвами".
Как всегда был тронут глубиной его мысли, честностью перед самим собой, перед своими друзьями, учениками и последователями.
Среди прочих утверждений особенно запомнилось утверждение об используемых в проповеди преданных "эзотерической лабуде, сомнительных истинах, почерпнутых из Нью-эйджевских источников, и прочих благоглупостях..." после которого хочется одновременно и смеяться и плакать. Жаль что наши духовные учителя и старшие Вайшнавы, не высказываются почаще о подобных современных модных методиках проповеди.
Большинство преданных слышали о священном городе Шукратал. Шукратал – место где Шукадева Госвами поведал священную Шримад-Бхагаватам (Бхагавата Пурана) Махараджу Парикшиту 5000 лет назад. Город расположен примерно на полпути между Дели и Харидваром, это около четырех-пяти часов пути или около 86 км до Харидвара. Маленький городок расположен на берегу священной реки Ганги, где она протекает через скалистую местность. Паломники приезжают посетить этот священный город, который кроме всеобщего признания играет также огромную роль в предании о Бхагаватам.
Уже месяц как назад я получил ушиб ребра... до сих пор болит - то сильнее, то меньше... Как получил? ))) Очень просто... ходил на площадочку мячик баскетбольный покидать... так для себя хоть какую-то форму поддерживать - играть зарекся, хотя раньше не только участвовал, но и выигрывал городские, краевые соревнования...
Но тут ко мне подростки подошли лет 17-18 - им человека не хватало... попросили... я думаю: "Ну поучу детишек" ))). Накидал им полную корзиночку оранжевых мячиков... они не ожидали, конечно, так как баскетбольная форма у меня совсем не крутая, да с виду не Майкл Джордан ))).
В преддверии Шри Гаура-пурнимы и в продолжение предыдущей записи я решил поделиться небольшим списком разных реликвий времен Махапрабху. Стоит оговориться, что невозможно достоверно убедиться в подлинности абсолютно всех таких предметов (у меня, например, из этого списка больше всего сомнений вызывает «книга о Чанди, написанная рукой Махапрабху»), тем не менее многие из них известны очень давно и традиционно считаются подлинными, а некоторые даже упомянуты в шастре (как, например, весло и Гита, хранящиеся в Калне). Этот список составил ученый-вайшнав Харидас дас Бабаджи и опубликовал его в своем энциклопедическом словаре Гаудия-вайшнавов («Гаудия-вайшнава-абхидхан», том. 4, стр.1983). Информация актуальна по крайней мере на период составления словаря — 1950-ые гг.
1. Деревянные тапочки Махапрабху, кусок шафрановой наволочки сделанной Джагаданандой Пандитом (см. ЧЧ Антья, 13 глава) и камандалу сделанная из земли Враджа – Шри Гамбхира в Пури.
На днях один близкий мне преданный написал и искренне задал мне в своем письме простой, невинный вопрос: "Какие Ваши планы на будущее?"
Этот вопрос вызвал во мне огромное количество размышлений и совершенно разных ответов. Потом он просто ввел меня в ступор. А потом я почувствовал благодарность по отношению к Кришне за то что Он в очередной раз дал мне возможность оценить важность общения с Вайшнавами.
Поначалу я хотел ответить этому преданному стандартным шаблоном: "Мой план - служить Кришне". Поразмыслив, я поймал себя на мысли, что подобный ответ будет Дамбхой - простым лукавством, потому что он далеко не соответствует моей Адхикаре...
«Весь мир наполнен материалистами. Увы! Увы! В них нет ни чистоты, ни правдивости, ни умения владеть умом и чувствами, ни самоконтроля, ни умиротворенности, ни терпения, ни дружелюбия, ни великодушия. Где все мои искренние, близкие друзья, захваченные последователями Кали?! Быть может, они скрываются в уединении?! Смогли ли они найти место, свободное от влияния Кали? Нет, такое место в этот век представить себе невозможно!
Брахманы заинтересованы лишь в том, чтобы исполнять шестую заповедь своей варны – принимать милостыню. Их брахманский шнур – всего лишь символ высокого социального положения, и не более того.
Кшатрии лишь зовутся кшатриями, не обладая соответствующими качествами.
Все вайшьи – безбожники.
«Простая жизнь и возвышенное мышление». Так Шрила Прабхупада охарактеризовал суть жизни и личности последователей движения сознания Кришны. Эта фраза знакома каждому и не каждый согласен применить ее к себе. Почему?
В нашем обществе много парадоксов, на которые закрывают глаза, и это один из них. Во-первых, потому что «простая жизнь» приняла образ нищенской, убогой жизни в деревне. И это не вписывается в ожидания руководителей движения как тридцать лет назад, так и нынешних. А «возвышенность мышления» приравнялось к лекциям на запредельные темы непостижимых игр Господних.
Но «простая жизнь» не обязательно деревня и нищета. Само понятие «простота» восходит к характеру человека, к естественности его отношений с людьми, методам заработка на жизнь. Простота – основа доверия между людьми, они говорят то, что думают, и делают то, что говорят. Неважно как живет человек – бедно или богато, в городе или в деревне, - если люди просты, то их отношения рождают радость общения и сотрудничества. Шрила Прабхупада относит качество простоты ко всем укладам жизни, особенно к брахманам.
Варнашрама-дхарма абсолютно необходима человеческому обществу. Фактически, того, кто не следует варнашрама-дхарме, нельзя считать человеком. Шрила Прабхупада пишет об этом в комментарии к Б-г. 2.31: «Человеческая цивилизация начинается с варнашрама-дхармы».
Более того, Кришна Сам создал варнашраму для блага человечества, что подтверждается в Бхагавад-Гите 4.13, комм: «Господь создал перечисленные выше сословия, предназначение которых—дать людям возможность систематически развивать в себе сознания Кришны». Теперь, родившись людьми, нам с вами необходимо подняться на уровень цивилизованного человека, уровень варнашрамы. Это уровень, на котором у человека пробуждается интерес к Брахману, к духовной жизни: «атхато брахма джигйаса». Если же человек не находиться на этом уровне, то вместо того, чтобы систематически развивать сознание Кришны, он может вновь запутаться в сетях материальной энергии и пасть ее жертвой.
Следуя варнашраме, человек может признавать ее высшее предназначение и ее создателя, Кришну, а может и признавать. Как в том, так и в другом случае, он обязательно достигнет успеха. Однако, в отличии от тех, кто признает Кришну, карми и гьяни обречены оставаться в кандалах материальной природы, пусть даже порой они будут казаться им золотыми. Итак, следование варнашраме без правильного понимания не приведет к настоящему успеху. Поэтому, нам необходимо признать существование Бога, Кришны, и стараться удовлетворить Его, следуя Его законам, тогда, будучи довольным нами, Он освободит нас от любых материальных оков. Это и будет настоящим успехом.
- Христианство и Сознание Кришны. Семинар Притху Прабху
- Хридаянанда Даса Госвами - О Христианстве
- ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ принципа устройства вайшнавской общины, сформулированные Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати
- Преданное служение и космоэнергетика: за и против
- Кришнаиты в большом городе: Ильмар Кокнаев сфотографировал прихожан московского храма Кришны и записал их истории
- Подвиг самиздата - "Бхагавад-гита как она есть" (1984)
- О системе варнашрама-дхармы (на основе объяснений Бхишмадева)
- 22 февраля - день ухода Шрилы Джаганнатха Даса Бабаджи
- Друг не имеющих прибежище. Удивительная история о брате Индрадьюмны Свами
- 14 декабря - уход Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады