Лекция первая: 12.09.2017
Лекция первая: 12.09.2017
1. КТО–ТО МОЖЕТ ОБВИНИТЬ серьезного проповедника, строго следующего наставлениям Шрилы Прабхупады и духовного учителя в майяваде, сказав, что это майявади говорят про маю.
Что можно ответить на подобное обвинение? «Досточтимый прабху, вы меня сердечно простите, но Шрила Прабхупада говорит и пишет про майю. Или вы отказываете участнику ИСККОН в праве повторять слова Прабхупады?» Вот лишь несколько цитат:
Харе Кришна, друзья, примите мои смиренные поклоны, вся слава Шриле Прабхупаде!
Мне часто задают вопрос, который звучит примерно так: «Я соблюдаю 4 приципа и повторяю 16 кругов, но чувствую себя хуже, чем когда не следовал всему, и кроме того, проблем в жизни стало больше. Что я делаю не так?»
Одна из "праман" косвенной проповеди - опора на Шримад-Бхагаватам 2.9.36, где, казалось бы, так и говорится: "как прямыми, так и косвенными методами".
Предметом этой статьи является стих Шримад-Бхагаватам 2.9.36 из чатур-шлоки:
этавад эва джиджнасйам
таттва-джиджнасунатманах
анвайа-вйатирекабхйам
йат сйат сарватра сарвада
этават — до этого; эва — несомненно; джиджнасйам — необходимо вопрошать; таттва — Абсолютную Истину; джиджнасуна — изучающим; атманах — Сущности; анвайа — прямо; вйатирекабхйам — косвенно; йат — что бы ни; сйат — это могло быть; сарватра — всегда и везде; сарвада — при любых обстоятельствах.
Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели — всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами.
Внимание многих читателей привлекают слово вйатирекабхйам, "косвенными методами" (indirectly - в английском варианте) в отношении того, как нужно продолжать поиск Истины. Первый параграф комментария, при поверхностном чтении, вроде как об этом и говорит:
Даршан Господа Джаганнатхи по милости Сарвабхаумы Бхаттачарьи
В 6-й главе «Шри Чайтанья-чандродайа-натаки» Кави Карнапур описывает как Господь Чайтанья вскоре после принятия санньясы впервые пришел в Джаганнатха Пури. Среди всего остального там есть и такие довольно интересные слова сопровождавших Его спутников:
сарве: ахо мухӯрта-мāтра-гамйо ‘йам̇ пантхā дӣргхāтидӣргха ива джāйате бхагаватах̣ ким атра чинтайāма | бхагавато нӣлāчала-чандрасйа вилоканам̇ паричāракāнāм эва сулабхам̇ нāнйешāм | виш́ешатах̣ паридеш́икāнāм асмāкам̇ дурлабхам эва | винā рāджа-пуруша-сāхāййена сулабхам̇ на бхавати ||
«Все [спутники Господа]: Хотя путь к Господу Джаганнатхе можно пройти всего лишь за несколько минут, он кажется невероятно длинным. Что же нам делать? Видеть Господа Джаганнатху, луну Нилачалы, с легкостью могут Его слуги, но никто иной. В особенности нам, иностранцам, это будет очень трудно. Без помощи людей царя нам будет нелегко это сделать».
Шри Радха-махима-расарнавам. Нектарный океан славы Шримати Радхарани. 3-е изд.
Обновлённое и дополненное издание очень популярной книги.
Бхакти Викаша Свами отвечает на вопрос о косвенной проповеди (вопрос не слышен):
– Что такое косвенная (indirect) проповедь, что это значит? Проповедь означает говорить людям: «Вы должны использовать эту жизнь, чтобы понять, что вы не это тело, вы – вечная душа, вы – частичка Кришны». Как вы скажете это косвенно? (Смех в зале). Нет, нет, скажите мне, как вы скажете об этом не напрямую? Косвенно – значит, что вы пытаетесь сказать, но не хотите, чтобы люди услышали это, потому что вы боитесь, что им это не понравится. Как вы это делаете? Вы пытаетесь им что-то сказать и в то же время не сказать. (Смех в зале). Так? Я не понимаю. […] Простите, я не могу ответить на этот вопрос. Я не понимаю, в чём заключается косвенная проповедь. (Преданного не слышно).
Харе Кришна, дорогие преданные!
Основные принципы:
Продолжительность поста на Рама-навами (и на другие дни явления Вишну-таттв, как, например, Баларама-пурнима) и прасадам (зерновые и анукалпа) должны соответствовать настроению Шрилы Прабхупады. В основном его настроение – это настроение проповеди и вовлечение каждого в празднование сознания Кришны.
Основные садху-санги, как в отношении членов ИСККОН, так и гостей, приходятся на дни больших праздников. Большинство из этих праздников – это дни явления Вишну-таттв. В такие дни Шрила Прабхупада обычно организовывал роскошное поклонение, масштабные киртаны, постановки, чтения, лекции и т.д. Он также организовывал роскошный пир, который подавался в соответствии с временем пришествия данной аватары, в также в соответствии удобством участников.
Удивительная душа. Ведический взгляд. Ясна описана природа души. Очень красивый фильм. Перевод Амала-Чандра дас.
Шуточная частушка по мотивам стихотворения В. Маяковского. Попытка иллюстрации одного из уровней неустойчивой практики бхакти, вйудха-викалпа - метания ума и подверженность сомнениям. Только для практикующих бхакти-йогу!
Я б в грихастхи бы пошёл, будет бизнес у меня, и жена красотка, будет бизнес у меня, и жильё в высотке. Быть грихастхой хорошо, но а санньяси лучши, я б в санньяси бы пошёл...
Джапу буду повторять я с утра до ночи, чётки 10 кг, и большой мешочек...
Какой дорогой мне пойти, как не потеряться.
Гуру на меня взглянул, почесал в затылке. Просто преданным служи, произнёс с улыбкой)))
См. также: Према Вардхана дас -Если у вас нету храма...
Мельбурн (Австралия).
Ещё один жизненно-важный факт, который мы должны понимать, состоит в том, что мы вечны. И что страдания в материальной жизни также как будто вечны – пока мы не освободились из материального мира, нам приходится страдать из рождения в рождение. Реинкарнация – это факт, это не индуистская вера.
Индуисты, буддисты, джайнисты верят в реинкарнацию. Но это не вопрос веры: «Поскольку я индус, я перевоплощусь. Но если я перешёл в ислам, то я не перевоплощусь, я отправлюсь в рай, а все индусы будут перевоплощаться». Нет, это не вопрос веры. Шрила Прабхупада много раз говорил: «Это не вопрос веры, это факт». Реинкарнация – либо факт, либо нет. Это не вопрос веры. Либо Нью-Дели – столица Индии, либо нет. Это не зависит от чьего-то мнения, это не зависит даже от мнения Сони Ганди. <…> Даже если величайший авторитет политики в Индии будет утверждать, что Пуна – столица Индии, это всё равно будет неправильно, потому что есть определённые факты, которые не зависят ни от чьего мнения. Истина – это истина. Она трансцендентна к любому мнению. |
Материальный мир полон страданий. Теоретически мы принимаем это, но в нашем уме есть возражения: «Может быть, это правда, но в моём случае должны быть какие-то наслаждения, по крайней мере, я чувствую, что я должен наслаждаться, у меня молодое здоровое тело, оно создано для наслаждений. Если не наслаждаться сейчас, то что делать? Лучше наслаждаться сейчас, когда же ещё? Подумать о духовных вещах можно и потом, а сейчас, пока есть возможность, нужно наслаждаться». У нас может быть такой протест в уме.
Боюсь что особую ясность я не способен внести, но все же поделюсь некоторыми мыслями. Критерий по которому ученик того или иного Гуру определяет что говорить, а что нет определяется следованию принципу *сотрудничества*, озвученного Шрилой Прабхупадой в одном из своих последних наставлений: «Ваша любовь ко мне проявится в том как вы сотрудничаете между собой после моего ухода».
Уникальность культуры ученичества и специфика положения ученика в ИСККОН заключается в том, что в момент посвящения, помимо верности своему Дикша-гуру, мы также присягаем в верности Основателю Ачарье нашего движения, в лице Шрилы Прабхупады. Соответственно в своих взглядах и риторике, мы должны отталкиваться не только от следования линии суждения нашего индивидуального Гуру, но также и от линии суждения основателя нашего движения, желавшего видеть ИСККОН единым, гармонично сотрудничающим друг с другом обществом Вайшнавов.