Featured

Бхакти Викаша Свами - Ранний утренний подъём с целью повторения святого имени чужд духу чувственных наслаждений

Общественная программа, Патиала, Индия, октябрь 2012

Есть грубая греховная деятельность – нишидачар, а есть более тонкие скрытые мотивы, которые мы можем иметь, хотя внешне даже занимаемся преданным служением. Поэтому необходима тапасья. То есть нужно целенаправленно осознанно прилагать усилия, чтобы избавиться от умонастроения наслаждающегося. Например, если человек не привык вставать рано утром, для него это является серьёзной аскезой. Ранний утренний подъем также подразумевает ранний отход ко сну. Для тех, кто привык к чувственным наслаждениям, вечер или ночь самое подходящее время, чтобы предаваться чувственным наслаждениям. Вы согласитесь, что большинство греховной деятельности совершается ночью. Люди идут в ресторан, чтобы есть там самые отвратительные вещи. Или они основной прием пищи осуществляют у себя дома, тоже не менее отвратительный, потом они идут в кино или смотрят телевизор, самые чудесные завораживающие программы показывают как раз по ночам. И, прежде всего, ночью люди занимаются тем, что вообще приводит в движение всю эту вселенную – это секс.

Поэтому ранний утренний подъём с целью повторения святого имени чужд духу чувственных наслаждений. И если человек делает это, то есть встает рано утром, со временем он ощущает, как очищается от духа наслаждения. Тот, кто регулярно встает рано утром, повторяет святое имя, занимается преданным служением, очищается, следуя этому процессу.

Но Кришна милостиво может устроить для нас и более интенсивное очищение. Таким интенсивным очищением может стать для нас какое-то наставление от гуру, который занимает нас практическим служением. Например, Шрила Прабхупада отправлял своих учеников проповедовать в Японию, Малайзию, Россию. И когда эти преданные приезжали в новые места, безусловно, им приходилось преодолевать множество трудностей и препятствий, проповедуя сознание Кришны. То есть это был очень интенсивный процесс очищения, который требовал безоговорочной преданности. И эти преданные получили милость Кришны. Конечно, такой подход сильно отличается от того, когда гуру говорит вам: «Ладно, делай что хочешь, только не забывай время от времени брать в руки мешочек с чётками».

Человек принимает гуру и его руководство, чтобы заниматься той деятельностью, которая ему нравится, и даже той, которая ему не нравится. И если человек изначально не является последним обманщиком и лицемером, он принимает гуру и следует его наставлениям, потому что искренно хочет прогрессировать в сознании Кришны. Люди присоединяются, глядя на преданных, как они повторяют святое имя. Они очищаются, и у них появляется желание стать такими же. Поэтому нужно быть готовыми, присоединяясь к Движению сознания Кришны, что вы получите наставление не только «повторяй Харе Кришна и будь счастлив», но и «повторяй Харе Кришна, будучи иногда даже несчастным». Поскольку человек может сталкиваться на этом пути с серьёзными трудностями и вызовами. Но на самом деле все эти трудности будут средством достижения того уровня, когда человек испытает подлинное счастье. На самом деле нельзя назвать их каким-то несчастьем или горем.

Но поначалу человеку просто не хочется это делать, хочется избавиться от этого. И Шрила Прабхупада сам говорил, что, когда к нему во сне несколько раз приходил его духовный учитель Бхактисиддханта Сарасвати, Шрила Прабхупада не хотел следовать его наставлению, он сам в этом признавался. Рагхунатха дас Госвами, который отличается самыми суровыми аскезами среди всех госвами, также обращается с молитвой к Санатане Госвами и просит насильно занять его в преданном служении. Более того, он благодарит Санатану Госвами за то, что тот силой принуждает его заниматься преданным служением.

Поэтому если мы готовы к преодолению таких трудностей, то для нас это станет средством к быстрому продвижению в сознании Кришны. Но даже если мы не готовы, то Кришна может дать их нам насильно. Как Шрила Прабхупада пишет в комментарии к этому тексту (ШБ 2.9.5): «Господь проливает милость на такого преданного, отбирая у него всё, что он имеет в этом мире». Также в одном из комментариев в этой главе Шрила Прабхупада говорит о секрете успеха. Несколько раз в своих книгах Шрила Прабхупада раскрывает секрет успеха, и не всегда этот секрет один и тот же. В комментарии к 8 тексту этой главы Шрила Прабхупада пишет: «Выполнять указания истинного духовного учителя – единственная обязанность ученика. Именно в такой безоговорочной готовности исполнить любые указания истинного духовного учителя кроется секрет успеха».

Этот текст соответствует духу последнего текста «Шветашватара Упанишад» (6.23):

йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах

В нём говорится, что вся суть ведических писаний открывается тому, кто обладает непоколебимой верой в Верховную Личность Бога и духовного учителя. Человек, конечно, может превратить следование этим наставлениям в рутинную, повседневную деятельность и при этом лелеять в своем уме какие-то заблуждения, ложные преставления, блуждать на колеснице своего ума. Но само по себе повседневное следование этим правилам и предписаниям является своего рода аскезой для тех, кто привык наслаждаться в этом материальном мире.

Я помню, несколько лет назад в Хорватии один так называемый преданный спросил меня: «Как вы можете год за годом следовать этому процессу, вставать рано утром, повторять святое имя, делать это каждый день?» Ну, если вы приняли гуру, то это ваш контракт, вы обязаны выполнять условия этого контракта. Какая у вас альтернатива? Альтернатива заключается только в том, чтобы пасть с преданного служения или пойти на компромисс и стать псевдопреданным, преданным лишь на словах.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Аскеза в преданном служении»

{module Лекции Бхакти Викаши Свами}
{module Книги Бхакти Викаши Свами}