Вы можете получить гуру так же как отца. Вы особо не думаете об этом. Вас просто инициируют, потому что это то, что вы должны делать. И, возможно, так же и в ИСККОН. Вы присоединяетесь к какому-то центру. Там дает посвящение один гуру. Вот и все. Вы особо даже не думаете об этом. Вы, возможно, даже не знаете, вам даже не говорят, что согласно нынешнему закону ИСККОН вы должны знать, что есть много гуру. И вы должны выбирать. Вы, возможно, даже не знаете этого. Но что может произойти? Конечно, есть случаи грубого падения со стороны гуру, но также есть случаи, когда гуру грубо не падают. Я говорю сейчас про ИСККОН. То есть их ученики через некоторое время чувствуют: "Что-то я не уверен по поводу этого преданного, как-то я не готов ему предаться". Потому что это серьезный вопрос. Вы должны предаться, отдать всю свою жизнь и следовать всему тому, что вам говорят. И положение гуру – это очень серьезное положение. Оно требует многого. Это не кула-гуру. Это настоящий гуру, и это требует очень многого. И человек может подумать: "Я что-то не очень как-то его воспринимаю".
Или может быть гуру ИСККОН, который не очень-то много требует от ученика. И, может быть, через какое-то время после посвящения ученик может подумать: "Мой гуру как-то не очень строг. Я хочу более строгого гуру". Такое тоже может случиться. И в некоторых случаях ученики получают посвящение у какого-то гуру, а затем гуру меняет свое отношение к сознанию Кришны. И вы уже не получаете того, под чем вы подписывались. Такие случаи тоже есть. И это может создать напряжение или некую дистанцию между учеником и гуру. И гуру может подумать: "Мой ученик должен просто за мной следовать". Но ученик сомневается. Они не чувствуют себя склонными к этому. Они воспринимают учение парампары через их гуру каким он был раньше, как он учил раньше. Сейчас они видят, что взгляды гуру, его отношение и даже учение, возможно, претерпели серьезные изменения. И их собственное понимание сознания Кришны было сформировано тем прежним учением гуру, а не его нынешним. И ученик может быть просто не в состоянии идти дальше. Он может дистанцироваться.
Есть другие примеры. Я знаю одного моего духовного брата. Вскоре после ухода Шрилы Прабхупады из этого мира этот духовный брат ушел из ИСККОН и получил посвящение у одного вайшнава в Бенгалии. Он с Запада, но он жил в Бенгалии. Он сказал: "Я чувствовал, что мне нужен гуру, тот, кто вел бы меня, и я не видел никого в ИСККОН, кто бы мог таким быть; я видел, что ни один мой духовный брат не находится на этом уровне, я чувствовал, что мне нужен личный поводырь, проводник". Хотя он также этого гуру через некоторое время оставил. Это достаточно распространенное явление: кто-то присоединяется к ИСККОН, затем к Гуадия-Матху, а потом к бабаджи. Они принимают одного гуру за другим. Я думаю, мы должны быть более осторожны, прежде чем получать посвящение. Дело в том, что нужно столько понять.
Те, кто в каком-то смысле готовы получить посвящение, в том смысле, что они серьезны в сознании Кришны, они готовы следовать... Но они еще не очень зрелы, чтобы принимать такое решение как: у кого получить посвящение. То есть нужно действительно быть практически на уровне гуру, чтобы понять: у кого получать посвящение. И что вы хотите - это может быть тоже фактор. Как я сказал, вы отдаете себя под руководство, под опеку какого-то гуру. Но мы – индивидуальные живые существа. Что мы хотим? Каковы наши устремления? Склонны ли мы к жизни в бхаджане или мы склонны к активной проповеди? Мы Рама-бхакты или Дварака-бхакты или Вриндаван-бхакты? Может потребоваться какое-то время, чтобы понять это.
Конечно, хотя Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы испытать, насладиться блаженством, которое испытывала Радха, этот вкус служения к Кришне, но про Него говорится, что Он пришел, чтобы проповедовать чари-бхаву. Разные подходы к Кришне. Среди Его последователей были разные виды преданных. В основном они были ориентированы на Вриндаван, но также были Рама-бхакты. Когда Он был в Шри Рангаме, Он разговаривал с Венката Бхаттой и доказал, что Кришна слаще, чем Нараяна. Но Он не сказал Венката Бхатте: "Сейчас ты должен стать гаудией". Хотя племянник Венката Бхатты – Гопал Бхатта – стал гаудией.
Чайтанья Махапрабху был весьма либеральным в этом смысле. Возможно, гуру в линии Чайтаньи Махапрабху могут принимать всех преданных, которые могут позднее развить какую-то конкретную склонность в служении Кришне. Мы видим, что некоторые преданные на Западе приходят в сознание Кришны через ИСККОН и постепенно они как-то притягиваются к Шри-вайшнавизму. Во многом это другая бхава, другие чувства, чем у Гаудия-вайшнавов. Возможно, в прошлой жизни они были ими – у них есть конкретные чувства, настроение. Это произошло с некоторыми из моих учеников в Индии. Возможно, либо в этой жизни, либо в прошлой жизни они вдохновляются ИСККОН, учением Шрилы Прабхупады, его последователями. Но позднее в этом вдохновении они начинают чувствовать себя более склонными к Рамануджа-сампрадайе. Со своей стороны я говорю: «Хорошо!» Нельзя навязывать кому-то духовные настроения.
Возможно, есть и другие проблемы, другие нюансы, возвышенного характера. Есть преданные, которые хотят погрузиться во Вриндавана-бхаву. Но в данном случае я бы сказал: нужно быть поосторожнее. Не нужно слишком быстро запрыгивать в эту сферу. Вриндавана-дхама – хорошо, но суть Враджа-бхавы – бескорыстное служение, и это необходимо развивать в движении санкиртаны. В противном случае очень трудно найти правильное руководство в этой сфере, потому что многие, очевидно очень начинающие преданные, уже видят себя во Вриндавана-бхаве. Но по их поведению можно понять, что они взращивают нечто не на уровне души, а на уровне ума. Что-то воображаемое.
Так что взращивание этого настроения Вриндавана требует очень осторожного подхода. Мы не говорим, что это не нужно делать. В действительности это мы как раз и должны делать. Но мы должны подходить к этому с некой осторожностью. Если люди тянутся к Шри-вайшнава сампрадае, то там не нужно быть осторожным, там осторожность уже заложена в системе. Там такое настроение, все пропитано духом осторожности.
Бхакти Викаша Свами. Фрагмент лекции «Напряженные отношения между гуру и учеником»
{module Лекции Бхакти Викаши Свами}
{module Книги Бхакти Викаши Свами}
Подробнее...