Верёвка камень перетрёт. Как Калидас стал великим поэтом. Рассказывает Бхакти Вигьяна Госвами

Поэт Калидас был одним из величайших поэтов. Господь Чайтанья читал его стихи. Но при этом он был рожден полностью тупым, абсолютно, глупым. Не говоря уже о санскрите, он вообще толком говорить не мог. Просто, был глупый пастух, очень глупый. Однако ему повезло. Он, так или иначе, родился в ведической культуре и пас коз. Это было его занятием. Ни на что другое он не годился. Единственное, чего он хотел, у него было одно маленькое желание – жениться. Но никому такой тупой муж не был нужен и никак он не мог этого сделать.

Он уже почти было смирился со своей участью, пас себе коз и думал о том, как ему не повезло. Но тут случилась удивительная история. В царстве, где он жил, правила очень мудрая, молодая, красивая и умная царевна. И она настолько хорошо знала философию, настолько хорошо знала Священные Писания и все остальное, что она…. Просто это было ее хобби. Она вызывала к себе ко двору брахманов и побеждала их в диспутах. И условием было – хотите жениться на мне, то сначала победите меня в философском споре.

И брахманы один за другим приходили у уходили полностью униженные. Их брахманическое достоинство было полностью разбито, а она оставалась в гордом одиночестве и очень была счастлива этому обстоятельству. В конце концов, брахманы вступили друг с другом в заговор. Они подумали: «Нужно поставить ее на место. Сколько может продолжаться это публичное унижение нашего сословия? Давайте мы придем и таки заставим ее выйти замуж за самого тупого, кто есть здесь». Они долго искали. В конце концов, нашли этого Калидаса и поняли, что он подходящий жених для их царевны.

Они сказали: «Женится хочешь?». Он сказал: «Да, конечно, ясное дело». «Тогда ты должен делать, как мы тебе велим. Мы сейчас возьмем тебя ко двору. И единственное, что тебе нужно будет делать, это молчать. Но только ты должен, что бы ни происходило, молчать. И тогда все будет хорошо». Он сказал: «Ну ладно, молчать я могу. Если надо молчать, буду молчать». Они одели его в красивые одежды, надели тюрбан и сказали, : «Ваше Величество, Вы победили нас, но просто наш гуру был в командировке. Теперь он вернулся, и мы хотим отныне выставить его. Единственная беда в том, что он дал обет молчания, мауну. И поэтому, если Вы хотите с ним спорить, то Вам придется изъясняться с ним на языке жестов». Она сказала: «Ну ладно, хорошо, посмотрим, чего стоит ваш гуру».

Они сказали: «Но только наш гуру нам поручил объяснять все его выражения, все его жесты, все его аргументы, Мы уполномочены, у нас обета молчания нет, поэтому когда он будет что-то мычать, или говорить, .мы будем объяснять, что он имеет в виду». Брахманов было много. Царевна была очень уверена в себе. А этот человек вообще ничего не понимал, что с ним случилось. Он в первый раз оказался в таком высоком обществе и он был очень растерян. Он, так, слегка испуганно поглядывал вокруг и ждал подвоха какого-то. Он явно ждал, что сейчас на него начнут нападать, потому что он был деревенский житель и, в общем-то, думал: «Сейчас бить начнут». Единственная мысль, которая у него была, это: «Когда начнут бить?»

Тогда царевна решила сказать свой первый аргумент, и она подняла один палец вверх. Когда он увидел этот один палец, он подумал: «Все, сейчас!. Это против меня». Она хотела сказать, что есть только одно начало, один Верховный Брахман, только один источник всего этого. Но он от с перепугу взял и поднял два пальца. «Раз ты хочешь мне, я – тебе». Брахманы это услышали, они закричали: «Джая, Харибол, он победил. Потому что вы сказали, что есть только одно начало, но, на самом деле, мы знаем, что есть бхеда и есть абхеда, есть Параматма и есть джива, есть два». И они все аргументы сказали и сказали, что: «Все, первый раунд победил он».

Она стала думать относительно своего следующего аргумента, который она может выдвинуть. Тогда она решила поговорить о материальном мире. Так как в духовных предметах он ее победил, она оказалась имперсоналисткой, а он оказался бхактой, то она решила перейти на более надежное основание. И она решила поговорить о материальном мире, и для этого она выставила 5 пальцев, имея в виду, что есть 5 элементов, из которых состоит все здесь, в этом материальном мире. Тот не знал, что ожидать, он подумал: «Ну, все, сейчас начнут бить. Уже пять пальцев»..И тогда он подумал: «Ах, так!». И он сжал эти пять пальцев в кулак и выставил кулак, имея в виду, что: «Если вы сейчас меня начнете пятью пальцами бить, я буду сдачи давать кулаком».

Почтовая марка СССР: Калидаса — великий поэт древней ИндииКогда брахманы увидели это, они закричали: «Джая, Харибол! Он победил. Потому что, есть пять элементов, но на самом деле, они все связаны вместе, так как Верховный Господь находится в каждом из этих элементов. И поэтому они все как один кулак». Она подумала: «Правда, победил». Так долго довольно продолжалось. В конце концов царевна сказала: «Все, придется выйти за него замуж». Он не мог поверить своим ушам. Но все продолжалось. Ему сказали: «Тсс, не говори ничего». Его одели, обрядили. Их поженили и они стали жить.

Но очень скоро она поняла, что он полный идиот. Она думала, что она вышла замуж за величайшего гуру, а оказалось, что ее мужем стал полный идиот. Брахманы торжествовали свою победу. А она в какой-то момент, терпела, терпела, терпела, терпела, потом сказала: «Слушай, дорогой муж, пошел вон отсюда. И не приходи до тех пор, пока мне с тобой не будет о чем поговорить». И Калидас, теперь представьте себе, его состояние. Человек всю жизнь хотел жениться. В конце концов, женился, на ком! На самой красивой и самой умной, и через несколько дней его выгнали за двор.

И он пошел сам не свой, очень опечаленный всем тем, что произошло. И он стал думать: «Как мне стать умным? Так или иначе, я хочу стать умным, во что бы то ни стало я должен стать умным». Он шел и напряженно всматривался вокруг, чтоб понять- как же стать умным. Пришел в деревню и услышал, как женщина набирает воду из колодца. Он услышал звук ведра и там был каменный валик. Ведро опускалось туда. И он стал смотреть. И Кришна из сердца откликнулся на его желание. Так как он очень сильно хотел стать умным, Кришна вдруг открыл ему все. Стал смотреть и он увидел, что на этом каменном валике веревка сделала очень глубокие следы. Теперь, камень гораздо крепче, чем любая веревка. Правильно? И, тем не менее, веревка оставила глубокие борозды за этом валике.

Он стал думать, думать, у него там что-то зашевелилось такое, зашевелилось и, в конце концов, как вспышка молнии его озарила: «Если веревка может сделать следы на камне, даже на камне. То есть, если я буду очень стараться, то в моих каменных мозгах тоже что-то останется». Он стал учить санскрит. И он стал величайшим поэтом Индии. С усилием, которое он прилагал, с желанием, которое у него было, он стал вбивать в себя всю эту премудрость. Он решил: «Во что бы то ни стало».

Эти следы, которые остались на камне, которые сделал веревка, самскары или отпечатки, которые остались в нашем сознании, они очень сильные. В этом нет никаких сомнений. Но, если я понял, что мне нужен Кришна, то тогда я должен заслужить это. Я должен сделать себя таким, чтобы Кришна появился передо мной. Я должен сделать так, чтобы Кришна понял, что передо мной стоит появляться.

Чтобы Кришна действительно предстал передо мной, я должен заслужить это. Хотя Его милость, безусловно, беспричинна, но суть то в том, что наша практика она подобна этой веревке, которая трет камень, наша садхана. И если мы не прилагаем достаточно усилий в своей практике, то тогда, естественно, ничего в нашей жизни меняться не будет. И есть противоположная сила, которая тянет нас в обратном направлении. И если мы занимаемся своей садханой, или своим преданным служением, в полсилы, то, естественно, мы будем ни там, ни там, мы будем чувствовать себя разодранными на куски.

Бхакти Вигьяна Госвами, Юрлово (10.01.2008 г.) «Шримад-Бхагаватам», 1.12.10-11

См. также другие материалы на нашем сайте: