Август 2001 г., Москва. Посвящение в санньясу получают Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж (Вадим Тунеев, Вайдьянатх дас) и Шрила Бхакти Вишрамбха Мадхава Свами Махарадж (Махамантра Дас).
Август 2001 г., Москва. Посвящение в санньясу получают Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж (Вадим Тунеев, Вайдьянатх дас) и Шрила Бхакти Вишрамбха Мадхава Свами Махарадж (Махамантра Дас).
Шрила Прабхупада объясняет в «Бхагавад-гите», что современное общество — это общество, построенное в соответствии со стандартом гуны страсти. И соответственно, что означает этот стандарт? Чем измеряется прогресс современного общества? Прогресс современного общества измеряется валовым продуктом на душу населения, так? Общество тем более развито, чем больше продукта оно поставляет, чем больше продукта оно производит. Счастливые люди или нет, какой продукт (человеческий продукт) это общество вырабатывает — никому не интересно, но главное, чтобы продукта было много. Как по-узбекски? Афкат, афкатлар — чтобы продукта было много на душу населения.
Есть одна-единственная страна, которая тщательно охраняет свои границы (не допускает туда), где успех человека измеряется по очень нестандартному критерию — по уровню счастья. Эта страна (вы, может быть, даже не слышали о её существовании) — Бутан. Она где-то там, в Гималаях скрылась, туда никого не пускают, чтобы пришельцы не разложили наивных аборигенов, которые по-прежнему считают, что успешный человек — это счастливый человек, а не тот человек, у которого всего много. И это большая проблема для всего мира, потому что все люди, все страны, включая Индию, к сожалению, они гонятся за этим миражом, миражом материального преуспевания, миражом так называемого материального благополучия, которое невозможно никогда насытить, когда жажда в человеке постоянно увеличивается.
Эта статья — плод моих размышлений над процессами, происходящими в нашем Обществе. Первое поколение преданных — непосредственные ученики Шрилы Прабхупады — уходит, передавая его миссию следующему поколению. Одновременно с этим происходит социализация ИСККОН — наше Общество, ставшее массовым во многих странах мира, особенно в Индии, получает признание на самых разных уровнях.
Я добавлю несколько слов. Бхактивинода Тхакур замечательно объяснил это. Он говорит, что санга в полном смысле этого слова – это эмоциональная зависимость от человека. Просто общение ещё не является сангой.
Отсюда интересно, как Шрила Джива Госвами этимологически объясняет происхождение слова санга. Он говорит, что слово санга состоит из приставки сан, что значит «совершенным образом, полностью», и корня гам, что значит «идти».
То есть одно из толкований слова санга, когда мы говорим «садху-санга», садху-санга – не значит, что мы находимся в одной комнате с садху, садху-санга не значит, что мы даже просто слушаем садху. Садху-санга значит, что мы следуем за садху, что мы стараемся жить, как живёт садху – в этом настоящая садху-санга.
Примером этого является история Махараджа Яяти. Вы, наверное, слышали эту историю, она подробно описана в 9-й песне Шримад Бахагаватам. Когда Махарадж Яяти вдруг, неожиданно для себя стал старым. Он был мужчина в расцвете сил, у него была любимая жена, не очень любимая жена, любимая наложница. У него было царство, у него было много всего.
Это очень интересная история про Деваяни, дочь Шукрачарьи. Ее в свое время проклял Кача. Знаете историю про то, как Кача проклял Деваяни? Нет? Не слышали никогда? Это длинная история. На самом деле, это очень длинная история и к теме нашей лекции она не имеет никакого отношения. Кроме самого последнего момента. Очень долгая история с проклятиями, противопроклятиями, со всем остальным. Стоит ее рассказывать или нет? Суть, в двух словах.
Дорогие ученики, вайшнавы киевской ятры, меня попросили обратиться к вам с несколькими словами. Тема моего небольшого разговора, обращенного к вам, будет – служение божествам.
Мы все знаем, что в Киеве совсем недавно были установлены Божества Шри Шри Радха Мадхавы. Это веха в развитии киевской ятры и я рад за то, что у вас происходит это постепенное развитие и что, в конце концов, Радха и Кришна пришли к вам и вы можете получать их благословения.
Единственное, что стоит сказать сейчас в связи с этим, что божества помогают нам реально поменять свое сознание. Мы эгоцентричны по самой своей природе, тут ничего с этим не сделаешь. Мы рождаемся эгоцентриками. Мы все время ставим свое эго, свои собственные интересы в центр.
Вопрос: Что дал человечеству, на Ваш взгляд, полет человека в космос 50 лет назад?
Отвечает Шрила Бхакти Вигьяна Госвами: Полет Юрий Гагарина расширил возможности человека и его кругозор. Но также он показал человеку и его ограниченность. Все живые существа стремятся расширить свое знание и сферу своего влияния. И любой такой прорыв человек торжествует как свою победу. Допустим, что это имеет какую-то ценность, но главный урок в том, что как бы я не расширял сферу своего влияния и свое понимание окружающих меня вещей, я никогда не смогу понять это до конца.
Харе Кришна. Я хотел посмотреть на всех вас перед инициацией и сказать несколько слов, а потом, если у вас есть какие-то вопросы… И потом с некоторыми из вас я отдельно поговорю. Пока сейчас подумайте, если есть какие-то вопросы.
Что мне хотелось сказать — это в основном две вещи. Первое относительно нашего положения в семье Шрилы Прабхупады. Я уже гооврил на лекциях и хотел еще раз повторить, что мы все – одна большая семья. И в традиционных семьях, которые по-прежнему есть еще в Индии, когда несколько поколений живет вместе, не делают различий люди одного поколения по отношению к другому. Раданатх Махарадж мне рассказывал, что он жил в одной такой семье и там был основатель этого рода, у него было несколько сыновей, они жили вместе, у них были семьи, их жены, их дети, у детей их дети… Но самое удивительное, что внуки этого человека толком не знали кто из его сыновей их отец, потому что они одинаково относились как к своему отцу, так и к своим дядям. И те абсолютно одинаково, не делали никаких различий между своими детьми и детьми своих братьев, своими племянниками. Вот это тот принцип, который позволяет большой семье находиться вместе и нам нужно очень хорошо этому принципу следовать и его хорошо понимать.
Есть одна история о Гопала Бхатте Госвами. Эта история показывает, каким образом человек, в сердце которого нет зависти, может возвысить другого человека простым общением. Каким образом сердце человека меняется, стоит ему приблизиться к такому человеку, нирматсарау пуджитау. Миссия Гопала Бхатты Госвами заключалась в том, чтобы установить бхагавата-катху во Вриндаване, чтобы люди во Вриндаване каждый день читали “Шримад- Бхагаватам”. Он пришел с этой миссией, и он целыми днями читал “Шримад-Бхагаватам”. Люди тысячами собирались для того, чтобы послушать его. Люди приходили из самых отдаленных уголков для того, чтобы только услышать, как Гопала Бхатта читает “Шримад- Бхагаватам”.
Шрила Бхактивинода Тхакур - Великий ачарья (духовный учитель для всех) гаудия-вайшнавизма.