Преданные ИСККОН постоянно поднимают вопросы о предназначении нашего движения, и сами бояться ответов на свои вопросы. Здесь представлена лекция Его Святейшества Шиварамы Свами, которую он прочитал для делегации из стран СНГ в Нью Враджа дхаме. В ней подняты актуальные темы нашей современности, представлено видение Шрилы Прабхупады будущего ИСККОН и рассказано о практической духовной заботе о преданных, отличной от пустых лозунгов и бесконечных заседаний.
Пример Дайви-варнашрамы в ИСККОН
Когда мы говорим с обычными людьми о таких понятиях как эко-поселение или самодостаточность на самом деле под этой терминологией мы имеем в виду сознание Кришны. Мы объясняем им образ жизни связанный с Богом в такой форме, в которой будет понятно современным людям. Конечно, такая жизнь самодостаточна, поскольку она в гуне благости, а то, что в гуне благости само собой является самодостаточным. Такая жизнь находится в гуне благости потому, что это следование тому, что делает Сам Кришна.
Для нас Нью-Враджа-Дхама в первую очередь является святым местом. Это место Радхи и Шьямасундары, место Их коров, и мы должны заботиться об Их коровах. Мы выращиваем разную пищу для того, чтобы кормить Их. Также мы выращиваем пищу, чтобы прокормить себя, чтобы у нас было достаточно продуктов для проведения фестивалей, таких как, например, Говардхана-пуджа. В этот день мы планируем предложить Божествам 2000 кг бхоги. Вы увидите, что это займет половину алтарной комнаты. В предыдущие праздники мы не превысили этой цифры и предлагали что-то около 1900 – 1950 кг. И поскольку мы служим и кормим Божеств, а также кормим слуг Божеств, то нам необходимо так же, чтобы слуги Божеств имели возможность жить здесь. Поэтому мы строим дома. И поскольку у слуг Божеств есть дети, которые в будущем тоже станут слугами Божеств, нам нужна школа. И благодаря тому простому факту, что мы делаем эти вещи, многие люди приезжают, чтобы посмотреть на это. Сюда, в долину Кришны, каждый год приезжают 25-30 тысяч туристов, чтобы посмотреть на это святое место. Нам нужно создать необходимые условия для этих людей. Вся эта деятельность требует инфраструктуры, которую вы видите здесь. Но, как вы видите, центром всего является Радха-Шьямасундара. И это то, что представляет собой Вриндаван. Вриндаван это состояние сознания, в котором как говорит Кришна: Мам экам шаранам враджа – Враджа - это то место, где существует полное придание Ему. Это не географически месторасположение, это место, где происходит придание. И где бы это не происходило Кришна, говорит тогда: Ма шучаха – Вам не нужно ничего бояться в таком месте.
Для меня во вчерашней конференции самым волнующим было последнее выступление. Я думаю, вы были там и помните, что последнее было совместное выступление Гаура Шакти прабху и Радха Радхи прабху. И в основном они говорили о том, что если у вас есть самодостаточная жизнь в Сознании Кришны, то экономические подсчеты доказывают, что это более высокий уровень жизни, чем среднеевропейский. Как вы видели статистику уровень жизни преданных здесь на 50% превышает венгерский уровень жизни. Люди, которые приезжают сюда не обязательно понимают смысл того, что они видят. Они видят, что тут нет электричества, что одежду приходиться стирать руками, воду брать из колодцев. Они могут подумать, что люди живут очень бедной жизнью. Но если посчитать уровень потребления человеком, живущим здесь, в год, то этот уровень на много выше, чем у жителей Венгрии. Что касается индивидуального образования, частного образования, то где еще вы увидите, чтобы родители отправляли детей в школу, где учителей больше чем учеников. Где вы увидите семейных людей, которые только поженившись уже имеют свой дом? Есть много других моментов и показателей удобств, которые доказывают, что здесь более высокий уровень жизни.
Когда я слушал все это вчера, я думал, насколько большое блаженство испытывал бы Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада хотел учредить институт Бхактиведанты, чтобы доказать научным способом, что теория ученых о создании мира не научна. И так же не научна, не состоятельна их теория эволюции.
Мы с ними в основном говорим о том, как хорошо жить здесь, мы говорим, что следование формуле Кришны “Простая жизнь - возвышенное мышление” позволяет жить очень благоприятной жизнью в гуне благости. Шрила Прабхупада был бы очень рад видеть, что эту формулу можно доказать также с точки зрения экономики, экономическими фактами и статистикой. Делая то, что говорит Кришна, позволяет нам жить лучшей жизнью, чем если мы не делаем то, что Он говорит.
Для нас преданных очень актуален вопрос: «Верим ли мы в это на самом деле? Верим ли мы, что если мы живем как просил нас жить Шрила Прабхупада, жить как жил Кришна, то это лучший стандарт жизни, чем пытаться поддерживать себя, работая где-то в городе, постоянно идя на компромисс с нашей духовной жизнью?»
Революционер или «кирпич» в стене кришнаизма
Первый лектор, который делал вчера свою презентацию, объяснял, что мир не может продолжать жить в том же духе как живет сейчас. И самодостаточность означает настоящую смену парадигмы. Самодостаточность значит обеспечить себя в достаточной степени. Но собираемся ли мы менять свою парадигму? Сменить парадигму означает, что вы двигались в одном направлении и тут вам приходиться двигаться совсем в другом. Это революционное движение. Оно предназначено для того, чтобы совершить революцию в обществе. Только революционные вещи могут создать революцию, вырастить революционера. Люди, которые не пытаются ничего изменить хотят, чтобы все оставалось как есть, не могут создать никакой революции. Они становятся только еще одним кирпичиком в стене. Либо атеистическим кирпичом в стене, или сознающим Кришну (кришнаитским кирпичом в стене), но кирпич есть кирпич. И в итоге получается только стена. Если вы хотите стать кем-то, помимо кирпича в стене, например кирпичом в здании дворца, то нужно разрушить стену. Конечно, мы не собираемся шокировать людей, но мы хотим очень серьезно проанализировать свои ценности и понять к чему мы стремимся. Придя в Сознание Кришны, мы уже совершили большой сдвиг парадигмы, и нам нужно теперь понять, достаточно ли было такого сдвига, или парадигму нужно продолжать сдвигать. Я не хочу сказать, что всем теперь нужно уехать из городов и поселиться в сельской местности и построить долины Кришны в разных частях света. Но что я хочу сказать, что кто-то из вас обязательно должен сделать это, потому что сейчас этого не происходит. Но это именно то, чего хотел Шрила Прабхупада. Прабхупада не хотел, чтобы мы покупали большие роскошные дома в сельской местности, устраивали там йога ашрамы, облизывали людям пятки (дополнение Шрилы Ниранджаны Свами) и за это получали деньги. Он хотел показать нам, как жить, и при этом он хотел, чтобы мы жили как можно более независимо от общества, которое нас окружает. Чтобы мы обеспечивали себя тем, что необходимо, главными необходимыми вещами. Для большинства или даже для всех из нас эти вещи являются более фундаментальными даже, чем воспевание Харе Кришна. И в первую очередь это то, что вы будете есть. Рагхунатху Дасу Госвами ничего не надо было есть, чтобы повторять Харе Кришна, но большинству из нас нужна пища. Это самый важный момент в жизни, это то, вокруг чего строиться жизнь - у человека должна быть вода и еда. Если у вас есть эти две вещи, вы более или менее можете обойтись без всего остального.
Что делает человека членом движения Сознания Кришны
Шрила Прабхупада очень хотел, чтобы преданные показывали пример простой и возвышенной жизни, ограничиваясь самым необходимым. Преданные должны напрямую связывать свою энергию с пищей, которую они едят, должна быть взаимосвязь. Когда я был очень молод, это было в 1956 г., здесь в Венгрии была революция и для того, чтобы купить хлеба родителям приходилось нести мешки денег в магазин. Я помню, как родители уходили в магазин с целым мешком денег, и на это можно было купить 4-5 буханок хлеба. И поэтому не важно, сколько бы денег у вас не было в банке, главное, чтобы вы могли прокормить себя, получить какую-то пищу.
Мы живем в мире, где, по крайней мере, для 95% населения существует огромная пропасть, огромное расстояние, между самим человеком и пищей которую он ест. Вам приходиться работать, за работу вы получаете деньги, за деньги вы покупаете машину, на машине вы едите в большой супермаркет, супермаркет получает свои товары от разных распространителей-посредников, посредники берут эти продукты у фермеров, иногда эти фермеры вообще с другого континента, и на самом деле все это очень и очень сложно. На много проще вырастить, что-то у себя в саду, сорвать и приготовить какое-то блюдо. Зачем нам нужно вся эта огромная система, если можно выращивать пищу всего в пяти метрах от своего дома. К большому удивлению, работает все, что говорит нам Прабхупада. Это работает. И это наша основная конституция. Это именно то, что делает человека членом движения Сознания Кришны.
Именно в этом состоит важный вопрос: «Верите ли вы в то, что говорит Прабхупада? И хотите ли вы по-настоящему построить на этом свою жизнь?» Одно, верить в принципе, но продолжать жить своей жизнью по привычке. Нам нужна настоящая вера, что Прабхупада хочет этого, и если мы будем это делать, то Кришна пошлет всю необходимую помощь. И это тот главный фундамент, те кирпичи, которые нам нужны, чтобы развивать духовную общину. Преданные должны в достаточной степени верить в то, что они готовы посвятить свою жизнь воплощению того, чего хотел Шрила Прабхупада. Для них Сознание Кришны не что-то, что они просто добавляют к своей жизни. Это именно то, как они меняют свою жизнь на Сознание Кришны. Если преданный по-настоящему верит в такие вещи, как сельское хозяйство, защита коров, гурукула, и помещает Кришну в центр всего этого, если преданный верит в жизнь в обществе преданных и принимает на себя тяжелый труд, который сопутствует всему этому, тогда есть общая основа для создания духовной общины. Это то, что представляет из себя Нью Враджа Дхама.
В каком-то смысле для меня это было довольно просто. Нам нечего терять и нечего приобретать. У меня не было ни дома, ни семьи, ни детей, и у меня не было не работы не постоянного места жительства. Преданным, которые приехали сюда, пришлось изменить свою жизнь, поскольку они где-то жили, они создавали семьи, но для того, чтобы приехать сюда им пришлось оставить все это чтобы пытаться воплощать то, чего хотел Прабхупада. Для них это был крайне серьезный шаг. Шукадева Госвами начинает свой рассказ с того, что говорит, что человек должен быть достаточно смел. Чтобы быть революционером нужно быть достаточно смелым, потому что вам приходиться делать нечто очень и очень отличное от того что делают все окружающие. Нью Враджа Дхама дает нам возможность представлять не только философию сознания Кришны, но и также образ жизни, социальное устройство, систему образования. Это позволяет нам представлять всю культуру Сознания Кришны, потому что это то, во что мы верим. Мы не верим тому, что происходит в мире за пределами этого места, мы не верим в кино, телевизор, рестораны и мы не верим в необходимость ездить на работу каждый день по три часа на машине и в то, чтобы сидеть за компьютером целыми днями, зарабатывая деньги и работая на какого-то начальника, который живет на другом конце света.
Мы не религия
Мы не религия. Радха Кршна прабху просил меня завтра об этом поговорить. Мы представляем из себя международное общество. Религия или конфедерация храмов очень сильно отличается от общества. Если мы хотим действительно быть Международным Обществом Сознания Кришны, нам нужно развивать социальную сеть. И преимущество жизни в демократической стране состоит в том, что мы можем это делать, нам позволяют. Это означает, что Нью Враджа Дхама дает возможность для социального развития эволюции, потому что здесь все аспекты социального развития находятся под нашим контролем, по крайней мере, очень многие аспекты. Например, у нас есть свои правила и свои порядки как мы функционируем, но мы не можем, конечно, издавать законы, нам нужно придерживаться законов страны. Но нам здесь намного проще управлять ситуацией и управлять общиной здесь, нежели создавать общину в городе. Это тоже возможно, но в городе уже другая община, по другим принципам. Здесь вы видите Радху-Шьямасундару. Как я говорил вчера гостям, которые приезжали сюда, первое, что мы сделали, это построили этот храм. Здесь вообще ничего не было. Не было ни дороги, ни коровника, вообще ничего не было, не было даже толком и деревьев практически все деревья, которые вы видите, посадили мы. Идея в том, что если Кришна в центре, если все что мы делаем – мы делаем для его удовлетворения, тогда мы достигнем успеха. Мы обусловленные души и поэтому мы не знаем, что такое удовлетворять Кришну, но это не важно, поскольку Шрила Прабхупада уже дал нам все, объяснил, что нужно делать, чтобы удовлетворить Кришну. И одно из наставлений Шрилы Прабхупады состоит в том, что нужно создавать деревни Вриндавана. Он говорил: “Создайте много деревень, где Кришна будет в центре, живите в непосредственном контакте с землей, зависьте от коров и земли, и тогда вы будите жить лучше, чем все остальные. И если по какой-то причине у вас это не получиться, то это тоже будет нормально”. Я здесь закончу, поскольку вам в течение дня приходиться довольно много слушать. Харе Кришна.
См. также:
- Кремо М., Мукунда Госвами - Божественная природа. Духовный взгляд на экологический кризис (Бхактиведанта Бук Траст.2004)
- Письмо Шиварамы Свами о ситуации в Венгрии
- Шиварама Свами - Кришна во Вриндаване. том 1. Вену Гита
- Шиварама Свами - Шикша вне ИСККОН?
- Шиварама Свами проповедует и распространяет книги Шрилы Прабхупады на санкиртане. Декабрь 2013
- Шрила Прабхупада о коровах и сельском хозяйстве (Беседы)
- Шрила Прабхупада: Варнашрама должна быть введена (беседа с учениками, 1977 год)
- Сельскохозяйственная община Харе Кришна в Балхаше, Казахстан
Есть ли ссылка на английский вариант этой статьи?