Первые сведения о каларипаятту появились впервые на страницах зарубежных спортивных журналов в самом начале 1980-х. Внимание привлекли цветные фотографии бойцов с необычным оружием в руках: изогнутые палки, стальные бичи, кинжалы необычной формы...
Фотографии поединков полуголых бойцов показывали искусство, которое заметно отличалось от уже популярного в то время каратэ.
Из опубликованных статей можно было узнать, что это древнее боевое искусство практикуется где-то на юге Индии. В то время поехать в Индию было делом почти невозможном и о более близком знакомстве пришлось забыть. Однако, необычное название запомнилось, и интерес к этой древности остался.
Прошло семь лет. И вот на спортивной арене комплекса в Битце появились живые бойцы каларипаятту, которые приехали на праздник "Утсав", который впервые состоялся в Москве в рамках советско-индийского фестиваля. "С доставкой на дом" к нам приехали лучшие боевые мастера из самого крупного центра "Калари Сангхам", расположенного в городе Тривандрум, столица штата Керала. Возглавлял делегацию бойцов мастер Нарайянан Найр. Газета "Советский спорт" писала об этом событии следующее:
Статьи
Шрила Гауракишора даса Бабаджи Махараджа родился в 30-х годах XIX-го века в округе Фаридапура, неподалеку от местечка под названием Тепакхола, в деревне Вагйана в Восточной Бенгалии, ныне Бангладеш. Практически всю свою жизнь он занимался продажей зерновых, а после кончины жены оставил свои дела и отправился в священный Вриндаван, город неподалеку от Дели, славящийся множеством священных озер и лесов, а также уникальными храмами Кришны. Там он встретил Шрилу Бхагавата-даса Бабаджи, одного из выдающихся учеников Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, и принял от него посвящение в жизнь отшельника, называемых в вайшнавской традиции Бабаджи.
С тех пор он носил одну лишь набедренную повязку и ночевал каждый раз под другим деревом, коих во множестве росло на просторах Вриндавана. Так продолжалось примерно тридцать лет. В течение этого времени он иногда путешествовал по святым местам Северной и Западной Индии, в том числе посещал Гаура-мандалу, или Навадвипу. Шрила Гаура-кишора даса Бабаджи славился среди жителей Вриндаваны, где его уважительно называли бхаджанананди, «тот, кто постоянно ощущает блаженство медитации на Верховного Господа». Несмотря на оказываемые ему почести, он никогда не стремился к материальному чувственному удовлетворению и весьма нелестно отзывался о тех, кто притворяясь святым, тайно предавался греху. Смысл его жизни состоял в беспримесной преданности Верховному Господу, и поведение его было безупречным.
Бхактивинода Тхакур считается одним из основателей современного Гаудия-вайшнавизма (бенгальской школы Бхакти). Эта школа была основана в 16 веке великим проповедником любви к Богу Шри Чайтаньей (1486-1534). К середине 19 века движение, основанное Шри Чайтаньей, раздробилось. Новую жизнь в него вдохнули труды Бхактивинода Тхакура.
Энциклопедически образованный человек, Бхактивинода смог изложить древнее учение языком, понятным его современникам, которые в то время находились под сильным влиянием европейской культуры и религии. В приведенном ниже отрывке из книги «Шри Чайтанья Шикшамрита», опубликованной на бенгали в 1886 г., он формулирует принципы межконфессионального диалога, не утратившие своей актуальности и в наше время, когда религиозный фундаментализм стал реальной угрозой миру.
В одной из хасидских притч рассказывается о некоем раввине, который оставил отчий дом в Кракове и отправился в Прагу на поиски богатства. После долгих поисков он в конце концов встречается с христианином, и эта встреча открывает ему, что сокровища, которые он так долго искал, зарыты во дворе его родного дома в Кракове. Иначе говоря, встреча с иной религиозной традицией часто помогает человеку по-новому оценить красоту и силу своей собственной. В каком-то смысле, соприкосновение с Европейской религиозной традицией помогло Бхактивиноду по-новому посмотреть на бенгальский вайшнавизм. Мы же надеемся, что публикация этого отрывка и более глубокое знакомство с традицией вайшнавизма поможет нашим российским читателям по-новому взглянуть на духовные традиции России.
Шрила Бхактивинода Тхакур - О многообразии религий
Четыре вида мотивированного поклонения Богу
1. Парам виджайате шри-кришна-санкиртанам: «Пусть одержит полную победу совместное пение имен Кришны» — таков девиз Шри Гаудия Матха.
2. Шри Кришна, или вишая-виграха (объект любви преданного),— единственный наслаждающийся, а все остальныепредназначены для Его наслаждения.
3. Те, кто не совершает хари-бхаджану, пребывают в невежестве и губят свою душу.
4. Принять Шри Хари наму — то же самое, что постичь Самого Бхагавана.
5. Те, кто ставит полубогов на один уровень с Вишну, не способны служить Бхагавану.
6. Публикация вайшнавской литературы и проповедь в нама-хаттах — истинное служение Шри Майяпуру.
7. Мы не стремимся совершать благие или дурные дела; мы не ученые и не безграмотные. Наш долг — нести на голове обувь чистых преданных Хари. Служа им, мы получили посвящение в мантру киртанийах сада хари.
8. Проповедь, не подкрепленная личным примером, ничем не лучше кармы, мирской деятельности. Не осуждайте природу других, исправляйте свои собственные недостатки — это мое личное указание каждому.
9. Служить жителям Враджи, страдающим от разлуки с Кришной, когда Он уехал из Вриндаваны в Матхуру, — наше высшее, вечное занятие.
10. Если мы хотим, чтобы наша жизнь увенчалась успехом, мы должны получать наставления только из духовных источников, не придавая значения бесчисленным мирским теориям.
Вчера, копаясь в копиях документов по истории ИСККОН, обнаружил там письмо, которое Шачисута Прабху написал своему другу Пране Дасу (Тиграну Кандиляну) буквально за неделю до своей смерти. Кто не знает - Шачисута Прабху был одним из преданных, которых в середине 1980-х годов бросали в тюрьмы, лагеря и психбольницы за исповедование сознания Кришны. Армянским вайшнавам приходилось особенно тяжело. Их били и пытали на допросах, а, бросив в камеру, всячески пытались сломить их волю и заставить отказаться от Кришны. Зная, что вайшнавы - строгие вегетарианцы, тюремное начальство давало им "убойную пищу", чтобы хоть так - через голод - заставить их "сломаться". Шачисуда два года питался одним только черным хлебом, поскольку к нему не пропускали даже посылки от родных.
Зима 1987 года выдалась особенно тяжелой. Шачисута отбывал срок в Чашкане Соль-Илецкого района Оренбургской области, где температура зимой опускалась до сорока градусов и ниже. Истощенный и подорванный тюремной пайкой, организм преданного начал "сдаваться". К декабрю 1987 года он уже с трудом мог ходить и был совершенно измучен.
Одной из характерных черт духовной жизни сегодняшней России является религиозный плюрализм, предоставление не декларированной, а действительной возможности выбора духовного пути. Все большее количество людей находит свое сокровенное на страницах священных писаний и в храмах.
Появились и новые для России конфессии с непохожими на привычные для нашего восприятия обычаями и обрядами. Среди них - Движение Сознания Кришны, официально зарегистрированное в 1988 году.
Его последователей называют кришнаитами (вайшнавами). Не удивительно, что бритоголовые люди с хохолком на затылке, в странных белых и оранжевых одеяниях поначалу вызвали у многих опасение. А между тем это непривычно только на улицах наших городов. Поклонение Кришне (вайшнавизм) - это древняя монотеистическая религия, ветвь индуизма, насчитывающего около миллиарда приверженцев во всем мире. И уж конечно, ни в Индии, ни у индусов оно не вызывает чувства неприятия.
Сознание Кришны - это Движение за возрождение духовности в обществе. Суть его - в одухотворении человеческой жизни, возвышении сознания людей. Основано это Движение на Ведах - древнейшем источнике духовных и материальных знаний. Веды были записаны около 5 тысяч лет назад на священном языке - санскрите, образующем общую основу индоевропейской языковой семьи, к которой относятся и славянские языки. Непонятные знаки на лбу и на носу у кришнаитов - это священная тилака, указывающая на то, что тело человека является храмом Бога. Косичка на бритой голове (шикха) - знак ведической учености. Их одежды (дхоти) тоже могут показаться нам экстравагантными, но их носят миллионы индусов, причем шафрановый цвет символизирует отречение от мира, монашество, а белый говорит о том, что перед вами домохозяин, имеющий семью. Так что не беспокойтесь, человек с шикхой не причинит вам вреда, он не может быть ни рэкетиром, ни мафиози, т.к. это противоречит его религиозным убеждениям.
Рудракша (от санскр. rudraksha - «слеза Рудры», лат. Elaeocarpus ganitrus) — вид вечнозелёных широколиственных деревьев семейства элеокарповых. Произрастает по преимуществу на Индо-Гангской равнине и в предгорьях Гималаев. Используется в народной медицине.
Всего существует 38 типов рудракши. Здесь дано описание типов с одноликой до 21-оликой рудракши и еще нескольких - в основном редких. Большинство интернет-сайтов, где можно найти иинформацию по рудракше, не советуют покупать первую попавшуюся - все они советуют сначала обратится к проффесиональному джйотиш-астрологу - только он может правильно подобрать подходящую лично вам рудракшу.
Зерна, выросшие в Непале, называются "Рудракша.
Зерна, выросшие в Индонезии, называются "Индракша".
Зерна, выросшие в Индии, называются "Бхадракша".
Место произростания рудракши никоим образом не влияет ни на какие ее качества. Все они – и Рудракша и Индракша и Бхадракша – одинаково ценны и могут быть использованны как в ритуале почитания Шивы, так и в ежедневном ношении.
Побоюсь сказать, что у меня есть вкус к чтению книг Прабхупады. Скорее, я бы хотел его получить. Мне нравится ведическое знание, потому что оно изошло от Господа, Его представителей, а не каких-то философов-мыслителей и писателей. Но без книг Прабхупады я бы ничего не понял. В то время, когда я пришёл в ИСККОН (1997 г.), практически были только книги ББТ. Сейчас появилось много другой Ведической литературы, не прокомментированной Прабхупадой и ачарьями. И она продолжает прибывать и прибывать. Я вижу, что многие преданные сейчас читают эту литературу, но пренебрегают чтением книг Шрилы Прабхупады. Это, конечно, Веды, но без комментариев ачарьев мы скорее всего не сможем правильно понять их и запутаемся, появятся сомнения, которые могут даже увести нас из Сознания Кришны.
Читая книги Прабхупады, мы получаем сливки всех Вед. Прабхупада дал нам переводы и комментарии самой сокровенной и возвышенной литературы. «Шримад-Бхагаватам» — зрелый плод древа желаний Ведической литературы. Я читал другие Пураны. В них часто встречаются разделы карма-канды, читать которые вообще нет смысла, особенно начинающим преданным. «Шримад-Бхагаватам» говорит только о чистом преданном служении. А комментарии Прабхупады помогают нам понять эту великую книгу такой как она есть и применить это древнее знание в нашей настоящей жизни!
Предсказание астролога
Однажды в деревне Гадай-гири на два дня остановился знаменитый астролог Нитьянанда Кхадиратна. Браджа-бандху (имя, данное Гоур Говинде Махарадже родителями) был тогда совсем малышом, и так случилось, что в этот момент вместе с матерью он находился в доме своего дяди в Гадай-гири. Пата деви понесла сына к астрологу, чтобы узнать его будущее. Нитьянанда Кхадиратна сказал: «Твой мальчик очень умен и полон преданности. Он женится и будет состоять на государственной службе. В зрелом возрасте он оставит семейную жизнь и станет садху. Ему откроется угие садху. Он построит храмы. Деревня Гопала (Гадай-гири) будет процветать благодаря его усилиям. Сам Бог послал этого ребенка из духовного мира в материальный, чтобы проповедовать Свое послание и освобождать падшие души».
шриман-нитйананда-чандрайа намах
Я почтительно склоняюсь перед Луной Шри Нитьянанды.
шри-шри-нитьянандаштоттара-шата-нама-стотрам
Молитва ста восьми именам Шри Нитьянанды Прабху, составленная Шри Сарвабхаумой Бхаттачарьей.
нитйанандам ахам ванде
карне ламбита-мауктикам
чаитанйаграджа-рупена
павитри-крита-бхуталам
Слава Шри Нитьянанде, который носит в ухе единственную жемчужную серьгу! Он стал старшим братом Господа Чайтаньи и тем самым очистил всю планету.