Шрила Гауракишора даса Бабаджи Махараджа родился в 30-х годах XIX-го века в округе Фаридапура, неподалеку от местечка под названием Тепакхола, в деревне Вагйана в Восточной Бенгалии, ныне Бангладеш. Практически всю свою жизнь он занимался продажей зерновых, а после кончины жены оставил свои дела и отправился в священный Вриндаван, город неподалеку от Дели, славящийся множеством священных озер и лесов, а также уникальными храмами Кришны. Там он встретил Шрилу Бхагавата-даса Бабаджи, одного из выдающихся учеников Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа, и принял от него посвящение в жизнь отшельника, называемых в вайшнавской традиции Бабаджи.
С тех пор он носил одну лишь набедренную повязку и ночевал каждый раз под другим деревом, коих во множестве росло на просторах Вриндавана. Так продолжалось примерно тридцать лет. В течение этого времени он иногда путешествовал по святым местам Северной и Западной Индии, в том числе посещал Гаура-мандалу, или Навадвипу. Шрила Гаура-кишора даса Бабаджи славился среди жителей Вриндаваны, где его уважительно называли бхаджанананди, «тот, кто постоянно ощущает блаженство медитации на Верховного Господа». Несмотря на оказываемые ему почести, он никогда не стремился к материальному чувственному удовлетворению и весьма нелестно отзывался о тех, кто притворяясь святым, тайно предавался греху. Смысл его жизни состоял в беспримесной преданности Верховному Господу, и поведение его было безупречным.
В 1897 году по указанию Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи он покинул Вриндавану и отправился в Шри Навадвипу. Этот город в Западной Бенгалии, где родился Шри Чайтанья Махапрабху, вайшнавы считают его неотличным от священного Вриндавана. Там Гаура Кишора даса Бабджи провел остаток своих дней, живя на подаяние, что приносили ему жители этого необычного города. Временами он предлагал эту пищу Верховной Личности Бога, просто держа ее в руках, а когда решал сварить что-нибудь, собирал щепки на дороге и варил то, что ему давали, в горшках, выкинутых по случаю затмения (традиционно такие горшки считаются нечистыми, но Гаура Кишора даса Бабаджи мыл их и затем готовил). Когда у него ветшала одежда, он шел к берегу Ганги, подбирал и стирал выброшенную одежду, которой покрывали тела усопших в местах кремации. Так он оставался независимым, просто пользуясь никому не нужными вещами.
Единственной его собственностью были бусы из деревца Туласи и Туласи-мала, четки, на которых он читал святые Имена Бога. Также у него было несколько книг, такие как «Прартхана» и «Према-Бхакти-чандрика» Нароттамы даса Тхакура. Гаура-кишора даса Бабаджи не был великим знатоком санскрита, но несмотря на это в совершенстве понимал логику и выводы всех священных писаний, что проявлялось в его речах и характере. Он ни от кого не принимал служения, ибо никогда не считал себя господином кого-либо. Всевозможные божественные силы и энергии воплотились в его теле. Иногда такое могущество проявлялось в форме всеведения, что указывало на его непосредственное общение со Сверхдушой. От его взора не могла ускользнуть никакая ложь, как бы глубоко в сердце не прятал ее человек. Он достиг высшей ступени любви и преданности Кришне, и был признан олицетворением настроения глубочайшей разлуки с Господом. Шрила Гаура Кишора всегда соблюдал строгий пост на Экадаши (одиннадцатые дни после новолуния и полнолуния), воздерживаясь даже от воды. В другие дни его хлебом насущным был высушенный дробленый рис, замоченный в воде вместе с чили. Его отречение было не показным, оно было признаком подлинной непривязанности к мирскому.
Рассказывают удивительную историю про Гаура Кишору даса Бабаджи. С 1907 по 1908 год его единственный ученик, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, жил Майапуре в Йога-Питхе (месте рождения Шри Чайтаньи Махапрабху).
К тому времени Гаура-кишора даса почти полностью потерял зрение. Порой он приходил из Кулийи, где жил, в Майапур, чтобы наставлять Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. Однажды Бабаджи Махараджа один прибыл в Майапур рано утром.
Шрила Сарасвати Тхакура, увидев его, не мог поверить своим глазам – ведь Гаура Кишора должен был как-то пересечь Гангу и пройти несколько миль в кромешной тьме! Он спросил своего учителя: "Когда Вы пришли сюда?", на что Бабаджи Махараджа ответил: "Я здесь с двух часов утра". Удивившись, Шрила Сарасвати Тхакура стал расспрашивать дальше: "Что привело Вас сюда этой ночью, и как Вы поняли, куда идти?" Бабаджи Махаража ответил: "Кое-кто показал мне верный путь". Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура воскликнул: "Кто же вел Вас так далеко, а потом оставил среди ночи? Каким образом вы не заблудились? Должно быть, это сам Шри Кришна привел Вас сюда".
Услышав эти слова, Шрила Бабаджи Махараджа стал тихонько смеяться. Дело в том, что в те дни нельзя было пройти из Кулийи в Майапур из-за отсутствия дороги и нельзя было взять лодку, так как не было пристани. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати снова спросил: "Кто переправил Вас через реку?" Шрила Гаура-кишора ответил в той же шутливой манере: "Кто-то переправил меня через реку". Сарасвати Тхакур понял тогда, что это был ни кто иной, как Враджанандана, Шри Кришна.
В 1322 году по бенгальскому календарю, на рассвете тридцатого дня месяца Карттика (16 ноября 1915 года от Р.Х.), Шрила Гаура-кишора Даса Госвами покинул этот мир, или, как говорят вайшнавы, – «вошел в вечные игры Господа». В этот день с восходом солнца Шрила Сарасвати Тхакур отправился из Шри Майапура в Рани Дхармашалу в Кулийе, где окончил свой земной путь Бабаджи Махараджа. Главные жрецы местных храмов и ашрамов (монастырей) уже стали ругаться друг с другом, выясняя, где будет погребено блаженное тело Бабаджи Махараджа. Они все надеялись, что, установив Самадхи (усыпальницу) Бабаджи в своем ашраме или храме, они привлекут паломников (которые по традиции должны были оставить пожертвование).
Предчувствуя недоброе, туда прибыл и инспектор полиции Навадвипы. После долгих словопрений лицемерные псевдо-вайшнавы заявили, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура не санньяси и потому не имеет права проводить прощальные церемонии для человека, отрекшегося от семейной жизни. Услышав это заявление, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур громогласным голосом прокричал: "Я - единственный ученик Парамахамсы Бабаджи Махараджа. Я не принял санньясу (отреченный образ жизни), но я Брахмачари, соблюдающий целибат, и по милости Бабаджи Махараджа - не лицемерный отшельник, тайно потворствующий отвратительным обезьяним привычкам. Если среди вас есть воистину чистая душа, не нарушавшая никогда своих обетов, то пусть он выйдет и построит самадхи. У меня нет возражений. Кто в течение года или шести месяцев, пусть даже трех месяцев, одного месяца или даже последних трех дней не позволял себе незаконной связи с женщиной, - такой человек может прикоснуться к этому телу, исполненному духовного блаженства. Если же кто-то другой прикоснется к нему, с тем случится беда".
Услышав эти слова, инспектор полиции усомнился: "Как мы проверим истинность их заявлений?", на что Шрила Сарасвати Тхакур ответил: "Я поверю им на слово". Каково же было удивление инспектора, когда все спорщики один за другим повернулись и ушли прочь. Затем кто-то вспомнил, что последним желанием Бабаджи Махараджа было, чтобы его тело бросили в пыль святой дхамы (обители Господа на земле) и протащили по улицам.
Сарасвати Тхакур ответил: "Хотя мы незрелые глупцы, искусные в оскорблениях, мы все же не потеряли последнюю крупицу разума, чтобы увидеть подлинный смысл этих слов смирения, которые были сказаны моим Гурудевой в назидание нам, мирским гордецам. Даже Кришначандра почитал бы за счастье пронести моего Гурудева на Своей голове или плечах. После ухода Харидаса Тхакура Шри Гаурасундара взял духовное тело Тхакура себе на руки и танцевал вместе с ним. Поэтому, следуя по стопам Шримана Махапрабху, мы так же будем нести исполненное духовного блаженства тело Бабаджи Махараджа на наших головах".
На следующий день, 17 Ноября 1915 года, который пришелся на Уттхана экадаши, согласно указаниям писаний Шрила Сарасвати Тхакур поместил тело своего Гуру в самадхи на отмели на берегу Ганги в Кулии. После этого один человек по имени Лохагара из округа Джессора хитростью завладел этой землей, но шестнадцать лет спустя эта отмель была размыта и затоплена Гангой. Тогда Шрила Сарасвати Тхакура и еще несколько человек откопали самадхи, которое оказалось целым и невредимым. Это самадхи затем было перенесено на берег священного озера Радха-кунды во Враджапаттане, где ее установили перед памятником Шри Гуне Манджари (одной из вечных спутниц Господа в духовном мире).
Отрывок из книги Маханидхи Свами «ГАУДИЯ ВАЙШНАВА САМАДХИ ВРИНДАВАНА»
В 1849 году, сразу после кончины своей жены, Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи оставил грихастха-ашрам. Он переехал во Вриндаван и принял посвящение Шри Бхагаваты даса Бабаджи, ученика Шри Джаганнатхи даса Бабаджи. Более тридцати лет Гаура Кишора дас жил во Вриндаване, совершая свой бхаджан под деревьями у Гири-Говардхана, Нандаграма, Варшаны, Радха-кунды, Сурья-кунды, Равала и Гокулы.
Сидя в уединенном месте, он повторял 200 000 имен Кришны каждый день (128 кругов джапы). Испытывая муку разлуки с Радха-Говиндой, он безутешно плакал. Путешествуя по 12 лесам Враджи, своим зычным голосом, пронизанным скорбью, он громко повторял святые имена. Ему очень нравился этот бхаджан:
котхай го према-майи радхе радхе!
радхе радхе го джая радхе радхе!
декха дийя прана ракхо радхе радхе!
томар кангал томай даке радхе радхе!
радхе вриндавана-виласини радхе радхе!
радхе кану-мано-мохини радхе радхе!
радхе ашта-сакхир широмани радхе радхе!
радхе вришабхану-нандини радхе радхе!
«О Радхе, Радхе! Где Ты, о Богиня экстатической любви? О Радхе, Радхе! Слава Тебе, о Радхе, Радхе!
О Радхе, Радхе! Пожалуйста, яви мне Свою милость, ибо только так я смогу жить дальше. Твой самый падший слуга взывает к Тебе, о Радхе, Радхе!
О Радхе! О хитрая царица Вриндавана. О Радхе, Радхе! О Радхе! Околдовавшая Кану (Кришну). О Радхе, Радхе!
О Радхе! О драгоценный камень среди восьми подруг. О Радхе, Радхе! О Радхе! О очаровательная дочь Махараджа Вришабхану. О Радхе, Радхе!»
Дух отреченности Шрилы Бабаджи Махараджа был необычайным. Иногда он поедал глину с берегов Радха-кунды или Ямуны. В другой раз он собирал у враджаваси мадхукари. Мадхукари – это каждодневная практика сбора подаяний (пищи) в нескольких домах, подобно тому, как пчела собирает мед с каждого цветка. Он воспринимал всех Враджаваси (обитателей Вриндавана) как личных спутников Радхи и Кришны, и поэтому выражал почтение каждому человеку, корове, животному, птице, дереву, змее, насекомому, муравью, живущим в святой дхаме.
Находясь в Варшане, он каждый день делал цветочную гирлянду для Райи и Кану (Радха-Кришны). После тридцати лет сокровенного служения Радха-Кришне во Вриндаване, по милости Божественной Четы, Бабаджи решил повидать Шри Навадвипа Дхаму. Он посетил все места, где проходили лилы Господа Гауранги в Гаура-Мандале. В Навадвипе он обычно пел бхаджан, который означал следующее: «Обретя милость Нитая, человек обретет милость Гауранги, которая позволит ему обрести кришна-прему. А благодаря кришна-преме человек обретает служение Шримати Радхарани и гопи».
Гаура Кишора дас Бабаджи был воплощением отречения Шри Рупы-Рагхунатхи. И, будучи абсолютно отреченным, он не заботился о том, чем прикрыть свое тело. Он пил воду из глиняных горшков, выброшенных на помойку. Он поддерживал свою жизнь, изредка съедая немного подгоревшего риса, перемешивая его с водой Ганги или же просто съедая немного глины с берега.
Он постоянно носил с собой две книги, принадлежащие перу Шри Нароттамы даса Тхакура: «Прартхану» и «Према-бхакти-чандрику». В день Экадаши он ничего не ел и не пил. Многие люди признавали в нем маха-бхагавату и пытались служить ему, но он никогда не принимал их служения.
Он регулярно встречался в Свананда-сукхада-кундже со Шрилой Тхакуром Бхактивинодой и слушал его чтение «Шримад-Бхагаватам». Будучи постоянно погруженным в свой бхаджан, Шрила Бабаджи Махарадж не хотел иметь учеников. Но когда за своего сына его об этом попросил Бхактивинода Тхакур, он передумал. Увидев искреннее смирение и глубокую привязанность сына Тхакура Бхактивиноды к бхаджану, Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи принял единственного ученика – Шри Варшабханави-дайиту даса (Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура).
Чтобы спастись от бесконечных просьб простых людей о мирских благословениях, он однажды решил шесть месяцев прожить в отхожем месте в Кулия Дхармашале (в Коладвипе). Когда представители власти обращались к нему с просьбой переехать в нормальный бхаджан-кутир, Бабаджи Махарадж закрывался в туалете и говорил, что он уже нашел такое место. Он был уверен, что общение с материалистичными людьми намного хуже запаха испражнений в отхожем месте.
Гаура Кишора дас Бабаджи посоветовал доктору из Калькутты, желавшему открыть в Навадвипе Дхаме бесплатный госпиталь: «Если ты на самом деле намерен жить в Навадвипе Дхаме, то забудь о своем желании лечить ублажающих свои чувства людей. Если ты хочешь сделать нечто действительно важное, тогда отрекись от всего, кроме хари-бхаджана. Все остальные виды долга и служения привязывают человека к ужасному циклу кармических реакций».
Однажды Бабаджи Махарадж строго сказал только что женившемуся молодому человеку: «В этом мире так трудно найти жену вайшнави. Если же человеку удается это, он должен воспринимать этот дар, как благословение Кришны. Жена поклоняется мужу, как своему повелителю и господину. Но и муж должен поклоняться жене, ибо она – Кришна даси, служанка Кришны. Так муж сможет защитить свое преданное служение, считая жену не своей служанкой, а преданной Кришны».
«Тот, кто любит бходжан (вкусно покушать), испортит свой бхаджан (служение гуру)», – любил говорить Шрила Бабаджи Махарадж. Другими словами, желание вкусно поесть лишь для того, чтобы удовлетворить позывы языка (бходжана), уничтожит все плоды попыток поклонения Кришне (бхаджана). Однажды преданный съел в его бхаджан-кутире немного праздничного прасада, после чего Бабаджи Махарадж не разговаривал с ним три дня. На четвертый день он сказал: «Ты принял «праздничный прасад», который приготовили проститутки и красивые женщины. Так как ты принял пищу, не поинтересовавшись ее происхождением, твой бхаджан потерял всякий смысл».
Суть наставлений Шрилы Гаура Кишоры даса Бабаджи сводится к следующему: «Божественное имя Кришны – единственное прибежище. Никогда не стоит пытаться вспоминать трансцендентные игры Радха-Дамодары с помощью каких-то искусственных методов. Неустанное повторение Божественных Имен очищает сердце. Воспевая хари-наму маха-мантру (Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе), человек быстро увидит духовную форму, качества, игры Шри Кришны. Тогда он осознает свою вечную форму, природу служения и одиннадцать особенностей духовной личности».
Вознамерившись последовать наставлению Бабаджи Махараджа, который перед своим уходом сказал: «Протащите мое мертвое тело по улицам Навадвипы», группа так называемых продвинутых преданных решили выполнить этот кощунственный акт. Однако Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур бросил им вызов: «В соответствии с наставлениями шастр всякий, кто имел плотскую связь с низкой женщиной на протяжении последних двадцати четырех часов, считается оскверненным и поэтому не имеет права прикоснуться к моему Гуру Махарадже». Услышав это смелое заявление, злонамеренные брахманы спешно удалились.
19 ноября 1915 года Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи вошел в вечные блаженные игры Гандхарвика-Гиридхари. Его возлюбленный ученик Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур построил его самадхи на берегу Радха-кунды, расположенной на территории Шри Чайтанья Матха неподалеку от Йогапитхи Господа Чайтаньи в Шридаме Маяпуре.
Во враджа-лиле он служил Шримати Радхарани как Гуна-манджари. Его пушпа-самадхи находится рядом с Радха-кунда Бихари Гаудия Матха неподалеку от Радха-кунды.
Подробнее:
Маханидхи Свами - Самадхи гаудия-вайшнавов во Вриндаване (Библиотека журнала Гауранга)