Featured

Самореклама, соцсети и духовная жизнь (Автор: Даял-Нитай дас)

Атрибуты вайшнава 

Самореклама. Это стремление на тонком и грубом уровне показать, что ты лучше других, сделать что-то, чтобы выделиться, чтобы тебя заметили. Оно оскверняет сознание. И наш мир устроен по принципу рекламы. Ничего из себя не представляющие люди или компании продвигают в массы себя или свой бесполезный продукт. И, по сути, общество построено на таких законах, которые диктуют человеку вкладываться в рекламу даже больше, чем в качество. И чем больше энергии и денег ты вложил в продвижение чего-то, тем больше сиюминутной выгоды ты получить. И в духовном обществе порой существуют похожие тенденции.

Это чувство, когда ты один-два раза в неделю попадаешь в общество преданных, в храм и стремишься показать, что в духовном плане ты – на коне! Ты заходишь в храм как в театр. Сейчас поднимется занавес, начнется первое действие и ты запоешь свою арию «чистого преданного»!

Смотрите, я могу даже выполнить какое-то служение, но в настроении: «Что бы вы без меня делали!» ! Ты начинаешь говорить о Кришне, хотя при этом ты можешь даже сомневаться в Его существовании. Или ты пять минут назад вспоминал классный фильм с любимым актером. Но в обществе преданных надо поддерживать свой статус. Нужна реклама себе любимому. Ты начинаешь делать все, чтобы показать, смотрите – я вайшнав, я – возвышенный!

Бхакти Викаша Свами в одной из лекций говорит, что преданный не рекламирует себя, он хочет быть незначительным, незаметным, простым. Таково умонастроение преданного. В своих лекциях, которые касаются поведения преданного, Махарадж делает акцент на том, что преданный рекламирует Кришну, но не себя. Преданный смиренен. Он не стремится показать, что, мол, я что-то из себя представляю. Он ставит на пьедестал Кришну, духовного учителя и других вашнавов.

Я работал в рекламе. Принимал участие в разработках рекламных кампаний и даже получал от этого удовольствие. По определенным причинам я восстановил страницу в контакте и рекламирую себя. Я чувствую осквернение от пребывания здесь и от необходимости рекламировать себя, поэтому решил написать об этом... Когда моя страница была удалена, мой ум был более спокоен, и желание читать книги Прабхупады было более сильным.

Вообще соцсети в жизни того, кто стремится стать преданным – это отдельная песня. Они, конечно, могут служить средством коммуникации или продвижения духовных идей, но в целом, они, как творение майи, требуют определенной степени вовлеченности, и чем больше ты уделяешь им времени, тем больше ты вбиваешь гвоздей в крышку гроба своей духовной жизни.

Соцсети возбуждают ум и побуждают человека рекламировать себя. Даже преданного. Посмотрите, какой мудрый пост я разместил, посмотрите, какая красивая картинка, поставьте мне лайк! Я важный! Моя жизнь значительна! Мои фотографии или стихи представляют ценность для окружающих. Если у меня плохое настроение, об этом должны все знать, потому что – это МОЕ плохое настроение! «Джанасья мохо ям ахам мамети». Даже размещая цитаты гуру, можно думать: «Эта цитата важна, потому что я ее разместил! Получайте гуру через меня!» Но это не настроение преданного. Его настроение – аманина манадена – отсутствие чувства ложного престижа и готовность всегда выразить почтение другим. А практически любая реклама и самореклама – это создание искусственного ложного имиджа, взращивание чувства ложной гордости.

Я знаю серьезных преданных, у которых нет аккаунтов в соцсетях. Конечно, я знаю не менее серьезных преданных, у которых они есть, но я заметил, что по-настоящему серьезные преданные не стремятся рекламировать себя, даже имея все возможности. Реклама нужна мне, то есть тому, кто в духовном плане пуст, кто не чувствует вкуса к раннему подъему, мангала-арати, воспеванию святого имени. Хочется, заполнить вакуум, показать свою псевдозначительность, ведь ничего важного в духовном плане ты не делаешь. И даже если ты видишь желание рекламировать себя, все равно понимаешь, что быстро этого не исправишь, потому что ты держишься за это желание.

Мир так устроен, что хорошие товары, дела, люди – в особой рекламе не нуждаются. Как правило, благородные и настоящие люди просто честно выполняют свой долг, а пустые и ничего из себя не представляющие фанфароны кричат о себе направо и налево. Бхакти Викаша Свами часто приводит пример с одним известным по всему миру газированным напитком. Гуру говорит, что этот напиток не имеет ни пользы ни питательной ценности, напротив он вреден для здоровья, но люди покупают его в огромных количествах из-за широкой рекламы.

Реклама интегрирована в современное общество. Зачастую большой процент в стоимости известных товаров – это расходы на рекламу. Есть один документальный фильм про индустрию моды. Там повествуется об известных мировых производителях модной одежды. Они размещают производства в Индии и Бангладеш, где местные жители работают на них в полускотских условиях как рабы. Себестоимость их продукции – копейки, но мы ее покупаем по приличной цене, в том числе из-за расходов этих компаний на рекламу, ведь это известные бренды. Если бы в мире не было такой агрессивной и подчас неправдивой рекламы, стоимость жизни современного человека была бы на порядок ниже.

Я работал в одной из газет, где размещалась реклама очередной мошеннической схемы, где людям предлагалось купить какие-то товары, вроде бы книги, на несколько тысяч, а то и десятков тысяч рублей, а за это им обещался баснословный выигрыш. Так называемая беспроигрышная лотерея. И к нам в редакцию звонили старики, которые похоже не читали мелкий шрифт (еще один вид обмана) и со слезами в голосе просили вернуть им их деньги, жаловались на компанию-обманщика. И что весьма тенденциозно, с точки зрения закона к этой фирме нельзя было придраться.

И подобное мошенничество может проявляться в духовной жизни, когда ты стремишься продать себя подороже, напустить религиозного блеска в глаза окружающих, чтобы извлечь выгоду. Ты можешь годами создавать репутацию. И даже если опытные старшие преданные тебе не поверят, при правильной «организации дела», всегда найдутся те, кто будет думать, что ты если не великий, то весьма продвинутый вайшнав. Главное, не раскрывая свою кулуарную жизнь, создать имидж, а потом он начинает работать на тебя. Это как в университете. Сначала ты работаешь на зачетку, потом она работает на тебя.

Так бывает и в духовном обществе, где, казалось бы, все должно происходить с точностью до наоборот. Сначала ты делаешь робкие шаги на этом пути, ведь материальные желания сильны, и вначале ты не понимаешь, что нужно на сто процентов посвятить себя служению Кришне, гуру и вайшнавам. Но со временем этот твоя вовлеченность в процесс должна расти и на смену показной преданности должна прийти «тиврена бхакти йогена». Но все происходит наоборот, и хотя на каком-то этапе ты делаешь серьезное вложение в духовный рост, но потом просто продолжаешь рекламировать себя, прилагая ровно столько усилий, сколько необходимо для поддержания имиджа. К счастью есть Кришна, который в один прекрасный день полностью рушит твою репутацию, показывая вайшнавам твое истинное лицо. Рано или поздно это происходит. Но пока этого не произошло, ты тонко или грубо желаешь величия, занимаешься саморекламой, как обыкновенный материалист, обманывая себя и преданных…

В этой связи уместно вспомнить песню Шрилы Бхактивиноды Тхакура «Манаса дехо гехо». Наш ачарья поет о своей незначительности, он показывает, каким должно быть умонастроение вайшнава, не желающего положения и престижа:

кита-джанма хау джатха туйа даса
бахио-мукха брахма-джанме нахи аша

«Я готов родиться червем, лишь бы оставаться Твоим преданным. Я не хочу быть даже Брахмой, если у меня не будет привязанности к Тебе».

В Казани в январе проходил фестиваль санкиртаны. Искренний преданный из Санкт-Петербурга Ананта Кешава прабху дал замечательную лекцию. У меня вызвала уважение его смиренная позиция. Он не пытался казаться лучше, чем он есть, он был честен с аудиторией. Он цитировал и зачитывал Шрилу Прабхупаду. Но главное, он не стал рекламировать себя, напротив он признал свои негативные качества. Он сказал, что у него была зависть к другому преданному во время санкиртаны, но он попытался очищаться через служение, через распространение книг. Он не давал лекцию с позиции «Я научу вас любить Кришну» или «Я научу вас распространять книги».

На самом деле вьясасана, как и соцсети дает отличные возможности для саморекламы (сужу исключительно по себе). Можно, например, делиться только хорошими, самыми духовными реализациями, а о том, что ты недавно смотрел голливудское кино или занимался греховной деятельностью – умолчать. Никто ведь, кроме твоих близких не знает правды. Это может стать настоящей трагедией для духовной жизни. Более того, существует вероятность, что рекламируя себя, ты по глупости своей сам поверишь, что ты продвинутый преданный. Поэтому позиция подобная той, что продемонстрировал Ананта Кешава прабху, когда ты искренен с собой и вайшнавами и ставишь на пьедестал не себя, а Шрилу Прабхупаду, может стать противоядием от саморекламы и самообмана.

В мультфильме «Как старик корову продавал» было две сюжетных линии. Честная:
- А много ль корова дает молока?
- Да мы молока не видали пока.
И нечестная:
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день – устанет рука!
Естественно именно обман и агрессивный маркетинг привлекли внимание толпы.

Так и в духовной жизни, когда человек рекламирует какие-то свои качества, привлекая кого-то, это может означать, что у него этих качеств, просто нет. Можно привести пример с борцами на ринге перед боем. Тот, кто уверен в себе – просто молча стоит, а тот, кто неуверен – бегает вокруг, угрожает, петушится. И в духовном обществе этот принцип работает: кто-то молча делает свое служение, а кто-то не делает никакого служения, но рассказывает всем, какой он великий. «Благо» соцсети позволяют надеть маску «продвинутого преданного», чья страничка в контакте более духовна, чем ее владелец. И это очень опасно для духовной жизни!

(с) 9 марта 2017. Автор: Даял-Нитай дас (Денис Казанцев). Источник: https://vk.com/nitai

См. также другие материалы на нашем сайте: