Featured

Бхакти Викаша Свами - История религий — это история расколов

Бхакти Викаша Свами

Было бы наивно думать, что среди последователей Шрилы Прабхупады не может быть никаких разногласий или расколов. Вы понимаете, что это значит?

Все великие души… Кем бы мы ни были в прошлом, по милости Шрилы Прабхупады мы здесь. У нас очень благородная миссия, очень серьезная миссия — достичь совершенства человеческой формы жизни, как на индивидуальном уровне, так и на коллективном. И делиться с миром тем, что мы получили от Шрилы Прабхупады. А именно — учением Чайтаньи Махапрабху. И затопить мир сознанием Кришны. Это очень серьезная ответственность и очень благородная цель.

Мы являемся членами Международного общества сознания Кришны. Все Движение работает, опираясь на принцип, который мы наблюдаем каждый день. Шрила Прабхупада снова и снова повторял йасйа̄праса̄да̄н на гатих̣ куто ’пи (Шри Шри Гурв-аштака, 8). По милости Шрилы Прабхупады мы обретаем милость Кришны. Это действует индивидуально, в нашей духовной жизни, и коллективно, как Движение. Как общество преданных мы коллективно пытаемся служить миссии Шрилы Прабхупады.

С другой стороны, если нам не удастся обрести его милость, то на гатих̣ куто ’пи, безнадежная ситуация. Чтобы мы ни делали, мы в плачевном положении. Мы не отправимся туда, куда должны отправиться. То есть мы не пойдем по пути обратно к Богу.

Шрила Прабхупада часто говорил, что сознание Кришны очень простое. Он вновь и вновь, особенно в своих письмах, снова и снова подчеркивал: «Просто следуйте тому, что я вам дал». Так что это очень просто, не так ли? Мы просто следуем тому, что Шрила Прабхупада сказал.

Как, например, чтобы быть христианином, вы должны быть последователем Христа, то есть делать то, что он говорит. В одной беседе, которая произошла в Хайдарабаде, Шрила Прабхупада натаскивал своих учеников. Он занял позицию христианина и отвергал разные доводы. [И, наконец, он сам привел главный довод против христианства, который не могли привести его ученики]: «Если вы хотите быть христианином, вы должны следовать тому, что говорит Иисус. Если вы не следуете тому, что он говорит, нет смысла называться христианином. Это просто название». Точно так же, если человек хочет быть мусульманином, он должен следовать. Чему? Тому, что говорил Хазрат Мухаммед, тому, что сказал Аллах через пророка Мухаммеда. Если вы собираетесь быть коммунистом, вы должны следовать тому, что говорил Карл Маркс. Правильно? Просто и легко понять.

Но затем возникает вопрос. Могут быть разные интерпретации, споры по поводу того, что говорил Иисус. Христиане следуют Библии, верно? А что такое Библия? У разных церквей разные Библии! Есть споры, диспуты по поводу того, что говорил Иисус. Поэтому мы находим по меньшей мере три основных ответвления христианства: католики, протестанты, православные. До появления этих направлений споры продолжались сотни лет среди людей, называвших себя последователями Христа, но у которых были разные взгляды по поводу того, что значит быть последователем Христа. И в исламе, вскоре после ухода пророка Мухаммеда, произошел основной раскол, который так и не нашел разрешения до сего дня. История религий — это история расколов. 

Однажды Шрилу Прабхупаду спросили по поводу расколов в среде его последователей. И Шрила Прабхупада сказал: «Нет никаких расколов. Есть только искренние и неискренние».

Было бы наивно думать, что среди последователей Шрилы Прабхупады не может быть никаких разногласий. Вы понимаете, что это значит? Раскол, разлад. Одна группа разбивается на более чем одну группу. И обычно меньшую группу называют раскольнической. Как вы думаете, это не могло случиться в ИСККОН? Как вы думаете? Это уже произошло. У нас есть ритвикизм, это основная отколовшаяся группа. Многие преданные присоединились к ИСККОН и впоследствии оставили Движение, отправились в разные филиалы Гаудия-матха. Это уже произошло. Будет ли это происходить чаще, в будущем? Было бы наивно или даже глупо думать, что это не произойдет, что этого не может произойти. Есть масса примеров.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Понимание и практическое применение учения Шрилы Прабхупады, часть 1»

{module Лекции Бхакти Викаши Свами}
{module Книги Бхакти Викаши Свами}