Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

О лицемерии и пропаганде с вьясасаны. Почему лекции по «Бхагаватам» в нашем движении превращаются в инструмент ксенофобии? (Автор: Хари-Гуру-Вайшнава дас)

В один город приехал проповедник. Он не говорит на публичных программах, что нужно предаться Кришне и посвятить Ему всю свою жизнь. Скорее, он пытается помочь людям улучшить физико-эмоциональное состояние. Это старший преданный, очень уважаемый в ИСККОН. По крайней мере, в российской его части. Этот прабху дал лекцию в храме.

По сути, его обсуждение «Бхагаватам» превратилось в выступление на тему: «Опять засада, кругом враги, нас кто-то предал, беги, бхакта, беги!» В смысле, беги от тех, кто не с нами, беги только к нам, только мы хорошие.

Проповедник через всю лекцию, никак не маскируя, провел мысль о том, что есть «мы», то есть те, что определяют философско-проповеднический курс и сотоварищи, и есть «другие», те, что видят отклонения в стандартах, практике и т.п. Так вот тех, кто замечает недостатки в российском ИСККОН (понимаю, что словосочетание «российский ИСККОН» звучит коряво и противоречит нормам русского языка, но для наглядности буду использовать именно его), он сравнил с демонами, а также сказал, что они отправятся в ад! Об этом и поговорим.

Еще раз поясню, почему в своих публикациях я не называю имен. Для меня важно показать проблему, а не разоблачить кого-то лично. На примере конкретных личностей, разбирая конкретные ситуации, я стараюсь писать о тех вещах, которые являются тенденциозными для движения Шрилы Прабхупады. Иногда, конечно, герои легко угадываются, потому что это известные личности, но я ничего не могу с этим поделать.

* * *

Проблема эта заключается в том, что, как я это наблюдаю, в последнее время (год-два, может больше), утренние лекции по «Бхагаватам», а также лекции на воскресных программах и фестивалях начали окрашиваться в цвета борьбы с «инакомыслием» в ИСККОН.

Почему такая проблема возникла? Если верить вышеуказанному проповеднику, дело в том, что вдруг неожиданно, ни с того ни с сего, активизировались демоны-враги ИСККОН, которые раздувают из мухи слона, и клевещут на руководство, искажают факты и ведут себя неприлично, не понимают истинного смысла учения Прабхупада. Хорошо. Такая точка зрения имеет право на существование.

Я не буду с этим спорить, скажу лишь, что среди не менее старших и не менее уважаемых преданных, есть другая точка зрения. Она заключается в том, что ИСККОН с каждым годом все больше отклоняется от учения Шрилы Прабхупады, его книги отходят на второй план, на первый план выходят психологические техники, благотворительные программы, социализация и т.п. И их точка зрения тоже имеет право на существование. Мое же беспокойство заключается вот в чем: почему лекции по «Шримад Бхагаватам» превращаются в орудие некой околодуховной пропаганды, в инструмент весьма жесткой борьбы с несогласными и даже завуалированного сведения счетов?

Мы прекрасно знаем, что вокруг ИСККОН есть разные маргинальные группы, которые действительно паразитируют на проблемах ИСККОН, хотят вовлечь преданных в свои «мини-культы». Некоторые из них заявляют, что только они на всем земном шаре поняли послание Прабхупады, а все остальные не поняли, при этом они не удосуживаются даже надеть вайшнавскую одежду. Некоторые из них говорят, что Шрила Прабхупада никого не уполномочивал становиться гуру. Некоторые из них опускаются так низко, что взламывают чужие почтовые ящики, выкладывают в сеть чужие переписки и столь гнусным способом пытаются доказать, что они хорошие, а все остальные – преступники. Безусловно, есть антагонистически настроенные группы людей, с крайне низким уровнем сознания, которых называют троллями, которые при помощи мата, угроз, шантажа, прямых оскорблений, пытаются доказать всем, что лишь они настоящие святые, а все остальные – мягко говоря плохие люди и непреданные. Понятно, что разумная теологическая дискуссия с подобными персоналиями невозможна. Но зачем все ягоды: съедобные и несъедобные насыпать в одно лукошко?

Ведь есть и другие преданные. Есть вполне серьезные практикующие вайшнавы, которые следуют принципам, которые читают книги Шрилы Прабхупады, которые проповедуют. Проповедуют по-настоящему – с книгами на улице, говоря о Кришне или воспевая святые имена. Так вот эти преданные тоже порой критикуют нынешнее положение дел, считают, что есть проблемы, что есть вполне заметные отклонения в философских подходах и практике в сравнении с тем, что дал Шрила Прабхупада. Эти преданные могут даже открыто не говорить о своих переживаниях, а делать это в узком кругу, но так или иначе такие преданные есть. У них действительно болит душа за ИСККОН и их позиция такова, что им больно видеть расцвет деятельности, как выразился один духовный учитель «детей лейтенанта Шмидта» от духовной науки в движении. Что, и этих обеспокоенных судьбой детища Прабхупады преданных нужно записать во «врагов ИСККОН», «демонов», «маявади», «будущих обитателей ада?» Если принять во внимание посыл этого проповедника, то видимо нужно. И это, к сожалению, уже происходит.

Порой старшие преданные с вьясасан учат тому, что во всем надо видеть позитив, нельзя критиковать, но при этом сами весьма агрессивно критикуют имеющих другое мнение вайшнавов, при этом сами не видят позитива в том, что кто-то не совсем согласен с положением дел в доме Шрилы Прабхупады. Хотя конструктивная критика и непредвзятое обсуждение спорных философских моментов, могут быть полезными.

сиддханта балийа читте на кара аласа
иха ха-ите кришне лаге судридха манаса

«Искренний ученик не сочтет подобные обсуждения сиддханты пустыми препирательствами и не обойдет их вниманием, ибо они укрепляют ум. Благодаря им, в уме развивается привязанность к Шри Кришне». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.117)

Это очень похоже на лицемерие и двойные стандарты: «Я сейчас дам вам правила, как жить, и прийти к Богу, но сам эти правила тут же, при вас нарушу!» Кстати этот, проповедник весьма невежливо высказался в адрес матаджи, которая была с ним не вполне согласна. К его чести в самом конце он перед ней извинился. Но сам факт того, что чья-то отличная точка зрения вызывает агрессию у того, кто является лицом ИСККОН, кто транслирует послание любви и сознание пчелы, тоже весьма показателен. Наверное, стоит начать с того, что если преданный учит тому, что нужно всех любить, всем улыбаться, говорить только приятные слова, то ему стоит практиковать это, либо если он не может этому следовать, честнее будет не делать таких заявлений и не выдавать это за позицию Шрилы Прабхупады!

Печально, что в и без того немногочисленной духовной организации проповедники из разряда «ТОП», распространяют ксенофобию и нетерпимость, забывая про вайшнавский этикет. Почему это стало нормой делить преданных на «своих», то есть тех, кто считает, что в семье Прабхупады все безупречно, и не критикует, (даже конструктивно, потому что это все равно как ни крути аппарадха, потому что старшие преданные не ошибаются – эту мысль, кстати, я тоже услышал с вьясасаны) и «чужих», то есть тех, кто говорит об отклонениях от учения Шрилы Прабхупады и задает неудобные вопросы? Почему это разделение в последнее время стало очень отчетливым и кто, дал эту установку на ненависть?

«Преданный никогда не ставит другого человека в трудное положение и никогда не становится источником тревог, страха или неудовлетворенности для других. Желая добра каждому живому существу, преданный никогда не станет причинять другим беспокойств. Вместе с тем, когда его самого пытаются потревожить, он остается невозмутимым. Спокойствию в любых, даже самых трудных ситуациях он научился по милости Господа. Поскольку преданный всегда погружен в сознание Кришны и занят преданным служением, внешние материальные обстоятельства не могут вывести его из равновесия. В материальном мире люди обычно очень радуются тому, что доставляет удовольствие их чувствам, но, когда человек видит, что другие испытывают удовольствия, которых он сам лишен, он огорчается и мучится завистью. Ожидание мести врагов повергает его в страх, а неудачи приводят в уныние. Преданный, свободный от всех этих беспокойств, очень дорог Кришне». (Комментарий Шрилы Прабхупады к «Бхагавад-гите» 12.15)

Меня лично потрясло, как одному старательному в духовной практике бхакте в одной ятре запретили приходить в храм, на том основании, что он выкладывал в сети цитаты Шрилы Прабхупады, в частности те, в которых наш ачарья говорит о благотворительной деятельности. Подобное уничижительное отношение к преданному – это как раз созревающие плоды подобной пропаганды с вьясасан под видом сознания Кришны. Прискорбно наблюдать, что чистейшее учение Шрилы Прабхупады и Господа Чайтаньи, чистейшее послание «Шримад Бхагаватам» превращается в российском ИСККОН в инструмент агитации и борьбы с «инакомыслием». Хочется верить, что эта тенденции сойдут на нет.

Интересный факт, в тот же город, где проповедник заявил, что те, кто критикует ИСККОН отравятся в ад, приезжал известный духовный учитель, ученик Шрилы Прабхупады. На его лекциях в алтарной собиралось в три раза меньше народа, чем на лекциях успешного проповедника. В три раза меньше! Я считаю, что это очень показательный момент, он обнажает то, что сейчас действительно в тренде у участников движения сознания Кришны. Но это тема для отдельной дискуссии.

Не вызывает ничего кроме боли то, что в духовной семье Прабхупады есть уважаемые преданные, которые занимаются «политикой от бхакти», которые используют лекции по «Бхагаватам», чтобы в очередной раз, причем достаточно безапелляционно, подчеркнуть собственное превосходство, и унизить других преданных. Они сами говорят о любви и уважении, о сострадании, наконец. Они сами говорят о том, что в каждом надо видеть душу, и нельзя унижать людей по религиозным или каким-то еще признакам, что очень похвально. Но при этом они сами не следуют тому, о чем говорят.

Также нельзя не отметить тот факт, что у части преданных в нашей стране риторика многих успешных проповедников вызывает озабоченность. Они говорят о том, что послание людей, которые позиционируют себя как проповедников в российском ИСККОН, отличается от послания Шрилы Прабхупады. Часть вайшнавов обеспокоена тем, что некоторые проповедники говорят о социализации, о благотворительности, о роли женщин, о проповеди совсем не в том ключе, в котором говорит и пишет Шрила Прабхупада, противореча позиции ачарьи. Возможно, это является одной из причин того, что некоторые ораторы открыто делят преданных на своих и чужих, на пчел и мух, на вайшнавов и демонов. Опять же, это тема для отдельного исследования.

* * *

К сожалению, лично мне сложно заметить какой-то конструктивный диалог с теми, кто настаивает на отклонениях. Скорее в движении распространяется посыл презирать их. Что очень низко и даже по-человечески некультурно, как будто вайшнавский этикет в их отношении не действует. Я думаю, что если бы приезжие проповедники вместо того, чтобы разжигать ненависть в ятрах и делить преданных на своих и чужих транслировали, что, к примеру, недопустимо, греховно и опасно, когда старшие преданные в ятрах играют на форексе, что они тем самым порочат движение и подают дурной пример остальным, от такой проповеди было бы гораздо больше пользы!

Я думаю, если бы они учили важности следования садхане, может быть тогда больше преданных, в том числе старших и великих, вставало бы на мангала-арати. Я думаю, если бы говоря о взаимоотношениях полов, вместо транслирования взглядов современного общества, они учили бы мужчин и женщин традиционной модели поведения, тому, что важно дорожить семьей, которую тебе послал Кришна, в российском ИСККОН было бы меньше разводов и искалеченных судеб.

Может быть, если бы они не требовали слепого и безапелляционного подчинения себе и другим старшим преданным, а предлагали бы открыто обсуждать спорные вопросы и философию со ссылкой на гуру, шастры и садху, тогда духовное состояние движения Прабхупады было бы более здоровым.

Несомненно, есть много важных вещей, о которых стоило бы сказать с вьясасаны, прежде, чем вступать на скользкую тропинку лицемерия и пропаганды. Я прошу прощения у вайшнавов, если моё послание заденет чьи-то чувства. Я прошу прощения у вайшнавов за то, что моя реплика не имеет прямого отношения к философии, но я не мог не осветить проблему. Харе Кришна!

Пожалуйста, читайте книги Шрилы Прабхупады, слушайте его лекции, очищайте свои мотивы в преданном служении и обсуждайте на лекциях по «Бхагаватам» философию и практику сознания Кришны, не превращая чистое учение в инструмент для разжигания вражды и ненависти!

С уважением, Хари-гуру-вайшнава дас

Источник: Блог Хари-Гуру-Вайшнава даса (https://vk.com/tivrena)

См. также другие материалы на нашем сайте:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Родительская категория: Университет бхакти-йоги
Категория: ИСККОН

Поделиться в социальных сетях

Яндекс-поиск

на сайте vasudeva.ru

Последние комментарии

  • 29.10.2018 13:44
    Харе Кришна. Переплёт мягкий.

    Подробнее...

     
  • 27.10.2018 16:54
    Харе Кришна! Эта книга в твёрдом или мягком переплёте?

    Подробнее...

     
  • 25.10.2018 11:49
    в 6-й шлоке у вас немного неправильно - правильное слово будет "вриштйати"

    Подробнее...

     
  • 19.10.2018 10:28
    Харе Кришна. Просто добавляете книгу в корзину и оформляете заказ. Если не получается, то пишите ...

    Подробнее...

     
  • 17.10.2018 16:42
    Как приобрести книгу Лагху сапгитамрита Исскуство игры на караталах и мриданге

    Подробнее...

     
  • 28.09.2018 13:34
    Четки из рудракши (108 бусин) когда будут в наличии?*

    Подробнее...

Случайные фото

Форма входа



Поиск