Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Шрила Прабхупада сходит с трапа "Джаладуты"

Написано в качестве подношения на Вьяса-пуджу Шрилы Прабхупады. Я заранее прошу прощения у всех, кого может задеть сам факт того, что я поднял эту тему. (Бриджабаси дас)

За последний год я несколько раз слышал от преданных новость, которая стала для меня очень необычной. Она заключалась в том, что на самом деле у Шрилы Прабхупады не было совершенно никаких денег когда он плыл на «Джаладуте» в Америку, а те пресловутые сорок рупий он перед самым отбытием из Калькутты отдал своему сыну, так как считал, что они не будут иметь никакой ценности в Америке. Признаюсь честно, я даже не знал как правильно реагировать на эту новость, так как с одной стороны совершенно не хотелось возражать тем, кто достоин поклонения, а уж тем более спорить с ними или совершать еще какое-то подобное оскорбление.

Но с другой стороны я просто не мог понять как теперь понимать десятки утверждений самого Шрилы Прабхупады о том, что он приехал в Америку имея всего сорок рупий. Простой поиск фразы «forty rupees» (именно фразы в кавычках, а не просто эти два слова по отдельности) в Folio Vedabase — самом полном собрании всех книг, лекций, писем и бесед Шрилы Прабхупады — дает больше 50 результатов. И это только непосредственные утверждения самого Шрилы Прабхупады, не считая его биографий, воспоминаний его учеников и других работ, основанных на его словах. Ну и разумеется, не считая всех тех лекций, бесед и писем, которые не были записаны на пленку или были утрачены в последствии и поэтому не вошли в Фолио.

Каждый преданный, прочитавший «Прабхупада-лиламриту» или ее сокращенную версию под названием «Прабхупада», наверняка помнит о «сорока рупиях», которые дважды упоминаются в ходе повествования:

Из описания первых минут пребывания Шрилы Прабхупады в Нью-Йорке:

«С сорока рупиями наличными, которых, как он сам говорил, в Нью-Йорке хватило бы всего на несколько часов, и с двадцатью долларами, вырученными от продажи трех томов «Бхагаватам» капитану Пандии, с зонтиком и чемоданом в руках он в сопровождении туристического агента отправился на автовокзал Порт-Ауторити, чтобы уехать в Батлер, штат Пенсильвания». (стр. 52 в издании 2013 г.).

Из описания первого возвращения Шрилы Прабхупады в Индию в 1967 году после инсульта:

«От Чоури-базара отходят боковые улицы, которые ведут к узким переулкам Чиппивады. Металлические столбы преграждают туда путь автомобилям и рикшам. Водитель остановил машину на пустой улице и обернулся, чтобы получить плату. Свамиджи достал из бумажника сорок рупий (те самые, которые он привез с собой на корабле в Америку в 1965 году). Но водитель, взяв деньги, сказал, что сдачи не даст. Свамиджи запротестовал: проезд не стоит и половины всей суммы! Они стали громко препираться на хинди. Водитель спрятал деньги, так и не дав сдачи. Свамиджи понимал, что дозваться полицейского в столь поздний час будет нелегко. Хотя это было самым настоящим грабежом, Свамиджи в конце концов отпустил машину. Они с Киртананандой взяли свой багаж и, пройдя пешком один квартал, оказались у дверей храма Радхи-Кришны в Чиппиваде». (стр 210-211 в издании 2013 г.)

Можно сказать, что эти описания основаны на воспоминаниях «из вторых уст» и поэтому не обязательно соответствуют действительности. Так, например, в первом издании 1-го тома «Прабхупада-лиламриты» вышедшем в свет в далеком 1981 году и опубликованном в журнале «Назад к Богу» в августе 1982 (том 17, номер 8) была допущена ошибка. Там приводится любопытное воспоминание некоего м-ра Бхаттачарьи, который, по его словам, был единственным свидетелем отплытия Шрилы Прабхупады в Америку:

«Господин Бхаттачарья: Он был один. Одинокий воин. Когда он отплыл, то рядом не было никого с кем бы можно было попрощаться. Никаких друзей, никаких последователей, никаких учеников — никого. Так что я был единственным, кто стоял на берегу и прощался с ним. Тогда я еще не мог понять, что все это настолько важно».

Станица из «Назад к Богу», август 1982 года. 

Станица из «Назад к Богу», август 1982 года. Я выделил красным воспоминания м-ра Бхаттачарьи. Обратите внимание на его слова крупным шрифтом в центре страницы.

Но, как оказалось потом, рассказ м-ра Бхаттачарьи был ни чем иным как выдумкой чистой воды, полностью противоречащей воспоминаниям очевидцев (которых, по утверждению Бхаттачарьи, там не было), а прежде всего — записям в личном дневнике Шрилы Прабхупады от того дня. Поэтому в следующем издании «Прабхупада-лиламриты» эта часть была исправлена:

«До калькуттского порта он добрался на такси. Его сопровождали несколько друзей и последователей, а также его сын, Вриндаван. В своем дневнике Бхактиведанта Свами написал: «Сегодня в девять утра поднялся на борт «М.В. Джаладуты». Со мной пришли Бхагвати, Дварван из «Синдия Саншира», господин Сэн Гупта, господин Али и Вриндабан». С собой у него была «Чайтанья-чаритамрита» на бенгали, которую Бхактиведанта Свами собирался читать во время плавания. На корабле он должен будет как-то готовить себе еду, а если не получится – придется голодать – как пожелает Кришна. Он проверил документы: билет, паспорт, виза, разрешение на выезд от банка, адрес поручителя. Свершилось!» (том 1, глава 11).

Тем не менее, упоминания о сорока рупиях в «Прабхупада-лиламрите» полностью соответствуют и полностью подтверждаются огромным множеством прямых утверждений самого Шрилы Прабхупады. Я не стал приводить здесь все 50 упоминаний о них, ограничившись избранными и самыми важными.

Шрила Прабхупада даже счел необходимым включить упоминание о сорока рупиях в своих комментариях, которые приято считать самым весомым доказательством в иерархии его наставлений:

«Движение сознания Кришны было начато с капиталом в сорок рупий, а теперь оно владеет собственностью, которая оценивается в более чем в сорок крор, и все это богатство накоплено за какие-то восемь-десять лет. Ни один карми не может рассчитывать так быстро добиться успеха в своем бизнесе, и, кроме того, все, что накопил такой карми, недолговечно, и в конце концов его постигнет разочарование». (ШБ 8.5.47 комментарий).

Упоминание о сорока рупиях также часто встречается в книгах, составленных из лекций и бесед Шрилы Прабхупады:

Из «Путешествия вглубь себя»:

«Вот вам наглядный пример: эти европейские и американские юноши происходят из обеспеченных семей. Почему же они служат мне? Я индиец, представитель бедной страны. Я не могу платить им. Я приехал на Запад без денег. Я привез всего сорок рупий. В Америке такой мизерной суммы хватит лишь на час. Они следуют моим наставлениям по велению сердца и потому духовно развиваются». (глава 1, часть 3).

Интересно заметить, что Шрила Прабхупада на самом деле говорит «Я приехал на Запад без денег» и на этом он мог бы и остановиться, если бы у него действительно вообще не было денег. Но он добавляет: «Я привез всего сорок рупий». (Русский перевод, к сожалению, добавляет слово «почти» к фразе «без денег», тогда как Шрила Прабхупада прямо говорит «I had no money»).

То же самое он говорит и в воскресной лекции в Атланте 2 марта 1975 года, вошедшей в книгу «В поисках просветления»:

«И вы действительно можете видеть могущество Движения Господа Чайтаньи. Я бедный индиец, который приехал в Америку, имея при себе сорок рупий. У меня не было денег, чтобы подкупить этих молодых людей. (Смех.) Но теперь они помешаны на Боге. Вот вам практическое доказательство. Теперь, даже если вы предложите им взятку, чтобы они ушли из этого Движения, они не согласятся». (глава 2).

Во время пресс-конференции по приезду в Дели в 1971 году Шрила Прабхупада описывает свое путешествие:

«Итак, по милости моего Гуру Махараджа и благодаря вашим благословениям я отправился в страны запада и встретил там очень хороший отзыв, очень хороший отзыв. Я поехал с пустыми руками, с сорока рупиями в кармане и свободным билетом, обратным билетом от пароходной компании «Синдия». И на протяжении одного года мне негде было жить, у меня не было денег, чтобы купить еды, но все равно я путешествовал по разным местам. Затем в 1966… я поехал в Америку в 1965. После целого года борьбы, в 1966 я основал это сознание Кришны, Международное Общество Сознания Кришны». (Лекция по приезду в Нью-Дели, 10 ноября 1971 г.).

Сумма в сорок рупий также возникла не случайно — в нескольких беседах Шрила Прабхупада объясняет, что в то время правительство Индии не разрешало при выезде заграницу брать с собой больше 40 рупий (около 7 долларов в то время).

Во время утренней прогулки в Бомбее Шрила Прабхупада иллюстрирует на примере своей жизни качество «анапекша», независимость от внешних обстоятельств, из процитированного д-ром Пателем стиха из «Бхагавад-гиты» 12.16:

«Прабхупада: Анапекшах, только посмотрите. Когда я поехал в Европу, Америку, я поехал с сорока рупиями. Сумати Морарджи дала мне билет и у меня было только сорок рупий. Эти сорок рупий нельзя было там потратить. Затем, когда я сходил на берег, я спросил у капитана: «Капитан Пандиа, у меня с собой нет ни одного доллара. Купите у меня один комплект моих книг». «А сколько… Свами, сколько вы хотите за них?». «Шестнадцать долларов». Он заплатил мне двадцать долларов. С этими двадцатью долларами я и вышел». (Утренняя прогулка в Бомбее, 19 февраля 1974 г.).

Эту же историю Шрила Прабхупада пересказал через два с половиной года профессору Шалиграму и доктору Шукле в Вашингтоне 5 июня 1976 г, а также во время вечернего даршана в Тегеране 12 августа 1976 г. Эту же историю пересказывает Рупануга прабху в личном присутствии Шрилы Прабхупады во время празднования десятилетия ИСККОН в Вашингтоне 6 июля 1976 г.

А здесь во время утренней прогулки по складам ББТ в Лос-Анджелесе, Шрила Прабхупада с юмором отзывается о своих деньгах, которые так и не были «вложены в дело»:

«Прабхупада: Так и есть. Да, бизнесмен никогда не вкладывает свои собственные деньги. Он делает бизнес на деньгах других. Вот это бизнес. Как, например, делаю я (смех) Я привез только сорок рупий. Но даже они не были потрачены (смех)». (10 февраля 1975 г.).

Почему они так и не были потрачены, Шрила Прабхупада объясняет в другой беседе:

Д-р Капур: Ноль. А сколько денег вы везли с собой?
Прабхупада: Сорок рупий.
Д-р Капур: Сорок рупий?
Прабхупада: Да. Но я не мог их потратить, потому что там не было обмена индийской валюты. Нет. (смех). Поэтому они так и остались. Когда я вернулся в 1967 году, то они были потрачены на такси (смех). Они были потрачены тогда. Из аэропорта Палам — в Дели, в эту Чиппиваду. И они взяли с меня 35 рупий или 40 рупий. Так что они были потрачены тогда, а в 1967 году у меня был инфаркт…» (Беседа в комнате, Вриндаван, 13 февраля 1974 г).

Запись этой беседы можно услышать по ссылке — https://prabhupadavani.org/transcriptions/740213r2vrn/ Этот фрагмент начинается с времени 10:35 в этой записи.

Можно сказать, что у Шрилы Прабхупады действительно не было денег, так как те сорок рупий, который он привез с собой он так и не смог поменять на доллары и поэтому забрал их с собой обратно в Индию в 1967 году. Но это не означает, что у него физически не было ни одной денежной банкноты во время путешествия на Джаладуте.

См. также другие материалы на нашем сайте:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Родительская категория: Шрила Прабхупада

Поделиться в социальных сетях

Яндекс-поиск

на сайте vasudeva.ru

Случайные товары Интернет-магазина

Последние комментарии

  • 18.10.2017 10:55
    Харе Кришна. Да, уже много раз посылки в Канаду отсылали. Комплект Шримад Бхагаватам и 3 книги ...

    Подробнее...

     
  • 18.10.2017 05:31
    Харе Кришна! Скажите пожалуйста, пересылаете ли вы книги в Монреаль, Канада? Хотела бы приобрести ...

    Подробнее...

     
  • 17.10.2017 13:17
    Такой книги на русском нет.

    Подробнее...

     
  • 16.10.2017 07:04
    Харе Кришна! Скажите, пожалуйста, книга Шрилы Прабхупады "Elevation to Krishna Conciousness" существует ...

    Подробнее...

     
  • 15.10.2017 14:01
    В языке нашем русском, богатом и выразительном, много разных слов, образующихся одно от другого ...

    Подробнее...

     
  • 14.10.2017 12:10

Случайные фото

Форма входа



Поиск