kupit sb

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В этой главе рассказывается о том, как Господь Кришна сокрушил гордыню Индры, отменив жертвоприношение, предназначенное для Индры, и устроив вместо этого поклонение Говардхане.

Когда Шри Кришна увидел, как пастухи хлопочут, подготавливая жертвоприношение для Индры, Он поинтересовался у Нанды, их царя, ради чего все это затевается. Махараджа Нанда ответил, что Индра посылает на землю дожди, которые дают жизнь всему живому, и это жертвоприношение совершается, чтобы умилостивить его. Кришна ответил: «Живое существо рождается в теле определенного типа только из-за своей кармы. Из-за нее же оно испытывает в этом теле счастье и несчастье, а затем, когда карма этого тела исчерпывается, оставляет его. Только карма является нашим врагом, нашим другом, духовным учителем и господином, Индра же бессилен что-либо изменить в нашей судьбе — сделать нас счастливее или несчастнее, — ибо все мы крепко связаны кармическими последствиями своих поступков. Материальные гуны — благость, страсть и невежество — отвечают за сотворение, сохранение и уничтожение этого мира. Облака проливают на землю дождь, когда их побуждает к этому гуна страсти, а пастухи процветают благодаря заботе о коровах. Кроме того, пастухи живут в лесах и на холмах, и потому вам следует поклоняться коровам, брахманам и холму Говардхана».

Этими словами Кришна убедил пастухов использовать всё, что они хотели предложить Индре. для поклонения Говардхане. Затем Он принял гигантскую, невиданную ранее форму и стал поглощать всю пищу, предложенную Говардхане. Сделав это, Кришна указал всем, что Индра никогда не являлся к ним сам, несмотря на то что они поклонялись ему в течение многих лет. тогда как Говардхана сразу явил себя их взору и принял все их подношения. Вот почему все они должны тотчас поклониться холму Говардхана, сказал Кришна, и вместе с пастухами Сам склонился перед Своей новой формой в образе холма Говардхана.

ТЕКСТ 1

шрй-шука увача
бхагаван апи татраива баладевена самйутах
апашйан нивасан гопан индра-йага-кртодйаман

шрй-шуках увача — Шри Шукадева Госвами сказал; бхагаван — Верховная Личность Бога; апи — также; татра эва — там же; баладевена — Господом Баларамой; самйутах — сопровождаемый; апашйат — увидел; нивасан — пребывающий; гопан — пастухов; индра — ради Индры, царя небес; йага — для жертвоприношения; крта — совершены; удйаман — тех, кем великие усилия.

Шукадева Госвами сказал: Как-то раз, находясь там же вместе со Своим братом Баладевой, Господь Кришна увидел, что пастухи хлопочут, подготавливая жертвоприношение для Индры.

КОММЕНТАРИЙ: По мнению Шрилы Шридхары Свами и наших ачарьев, слова татра эва в этом стихе указывают на то, что Господь Кришна остался в деревне, где жили брахманы, чьи жены доставили Ему удовольствие своей преданностью. Таким образом Он пролил Свою милость на тех брахманов, равно как и на их жен, которым не с кем было общаться, кроме своих мужей. Именно в том месте пастухи во главе с отцом Кришны, Махараджей Нандой, затеяли грандиозное жертвоприношение Господу Индре. Кришна отреагировал на это так.

ТЕКСТ 2

тад-абхиджно 'пи бхагаван сарватма сарва-даршанах
прашрайаванато 'прччхад врддхан нанда-пурогаман

тат-абхиджнах — знающий это; апи — хотя; бхагаван — Верховный Господь; сарва-атма — Сверхдуша в сердце каждого; сарвадаршанах — всеведущая Личность Бога; прашрайа-аванатах — смиренно поклонившийся; апрннхат — спросил; врддхан — старших; нанда-пурах-гаман — возглавляемых Махараджей Нандой.

Будучи всеведущей Сверхдушой, Верховный Господь Кришна знал, что они затевали, однако, несмотря на это, стал смиренно вопрошать старших во главе с Его отцом Махараджей Нандой.

КОММЕНТАРИЙ: Господь Кришна горел желанием поднять холм Говардхана и сокрушить гордыню Индры. По этой причине Он стал задавать отцу хитро построенные вопросы о готовящемся жертвоприношении.

ТЕКСТ 3

катхйатам ме питах ко 'йам самбхрамо ва упагатах
ким пхалам касйа воддешах кена ва садхйате макхах

катхйатам — пусть будет сказано; ме — Мне; питах — о дорогой отец; ках — какая; айам — эта; самбхрамах — суматоха; вах — ваша; упагатах — пришедшая; ким — какой; пхалам — плод; касйа — которого; ва — и; уддешах — цель; кена — чем; ва — и; садхйате — осуществляется; макхах — жертвоприношение.

[Господь Кришна сказал:] Дорогой отец, будь добр, объясни Мне, что происходит? Чего вы хотите достичь? Если вы готовите жертвоприношение, то ради кого вы так стараетесь и как оно будет проходить?

ТЕКСТ 4

этад брухи махан камо махйам шушрушаве питах
на хи гопйам хи садхунам кртйам сарватманам иха
астй асва-пара-дрштйнам амитродйста-видвишам

этат — это; брухи — скажи же; махан — великое; камах — желание; махйам — Мне; шушрушаве — готовому выслушать с верой; питах — о отец; на — не; хи — конечно; гопйам — та, которую следует хранить в секрете; хи — несомненно; садхунам — святых; кртйам — деятельность; сарва-атманам — тех, которые видят всех равными себе; иха — здесь (в этом мире); асти — есть; асва-парадрштйнам — тех, для которых не существует понятий «свое» и «чужое»; амитра-удаста-видвишам — тех, которые не делят людей на друзей, посредников и врагов.

Пожалуйста, о отец, расскажи Мне об этом. Я горю желанием знать все это и готов выслушать тебя с великой верой. Праведники, которые ни на кого не смотрят свысока, не видят разницы между своим и чужим и никого не считают другом или врагом, не должны иметь секретов от других.

КОММЕНТАРИЙ: Отец Господа Кришны мог решить, что его сын, простой малыш, не сможет правильно понять ценность ведического жертвоприношения. Однако разумные речи Господа должны были убедить Нанду, что Шри Кришна серьезен в Своих намерениях и спрашивает не из простой прихоти, а потому и ответ Ему должен быть серьезным.

ТЕКСТ 5

удасйнах — равнодушный; ари-ват — словно враг; варджйах — тот, кого следует избегать; атма-ват — подобный себе; сухрт — друг; учйате — тот, кого следует считать.

Того, кто равнодушен к нам, следует избегать, словно врага, но с другом нужно обходиться как с самим собой.

КОММЕНТАРИЙ: Даже если Махараджа Нанда проводил различия между друзьями, врагами и теми, кто к нему равнодушен, ему все же следовало бы посвящать Господа Кришну, своего сына и самого надежного друга, во все свои дела. Иначе говоря, Махараджа Нанда мог решить, что, будучи семейным человеком, он не в состоянии вести себя как великий праведник, и потому Господь Кришна выдвинул еще несколько причин, по которым отец должен довериться Ему и рассказать о цели этого жертвоприношения.

По словам Шрилы Дживы Госвами, Махараджа Нанда стоял молча, обдумывая, стоит ли ему и дальше игнорировать расспросы своего сына — ведь тот уже успел победить и уничтожить многих могущественных демонов, а Гарга Муни давно предсказал, что этот ребенок будет равен по качествам Самому Господу Нараяне.

ТЕКСТ 6

джнатваджнатва ча карманы джано 'йам анутыштхаты
видушах карма-сиддхих сйад йатха навидушо бхавет

джнатва — постигнув; аджнатва — не постигнув; ча — также; карманы — деяния; джанах — обычный человек; айам — этот; анутиштхати — совершает; видушах — мудрого; карма-сиддхих — достижение намеченных целей; сйат — может быть; йатха — как; на — не; авидушах — глупца; бхавет — бывает.

Действуя в этом мире, люди иногда понимают, что они делают, а иногда — нет. Те, кто понимает, достигают успеха в делах, однако невежды никогда не добиваются успеха.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Господь говорит Своему отцу, что люди должны совершать какой-либо обряд лишь после того, как хорошенько поймут смысл своих действий, посоветовавшись с друзьями. Никто не должен превращаться в слепых приверженцев традиции. Если человек не понимает, что он делает, как он сможет добиться успеха? Такой довод приводит Господь в этом стихе. Поскольку не было ничего предосудительного в том, что Шри Кришна, маленький сын Нанды, проявлял интерес к обрядам, которые совершал Его отец, отцу следовало объяснить во всех подробностях смысл этого обряда.

ТЕКСТ 7

татра тават крийа-його бхаватам ким вичаритах
атха ва лаукикас тан ме прччхатах садху бханйатам

татра тават — раз так; крийа-йогах — деятельность ради плодов; бхаватам — ваша; ким — либо; вичйритах — основанная на священных писаниях; атха ва — или же; лаукиках — обычай; тат — это; ме — для Меня; прччхатах — вопрошающего; садху — ясно; бханйатам — да будет разъяснено.

А раз так, то вам следует разъяснить Мне смысл этого ритуала. Основан ли он на священных писаниях или же это просто местный обычай?

ТЕКСТ 8

шрй-нанда увача
парджанйо бхагаван индро мегхас тасйатма-муртайах
те 'бхиваршанти бхутанам прйнанам джйванам пайах

шрй-нандах увача — Шри Нанда сказал; парджанйах — дождя; бхагаван — великий господин; индрах — Индра; мегхах — облака; тасйа — его; атма-муртайах — личные представители; те — они; абхиваршанти — проливают дождь; бхутанам — всех живых существ; прйнанам — удовольствие; джйванам — жизненная сила; пайах — (как) молоко.

Махараджа Нанда ответил: Великий Господь Индра повелевает дождем. Облака, его представители, проливают на землю дождь, неся счастье и наполняя силами все живое.

КОММЕНТАРИЙ: Без чистой дождевой воды земля не смогла бы никого накормить и напоить. Более того, дождевая вода необхо-

дима для поддержания чистоты, поэтому важность дождя сложно переоценить.

ТЕКСТ 9

там mama вайам анйе ча вармучам патим йшварам
дравйаис тад-ретаса сиддхаир йаджанте кратубхир нарах

там — ему; mama — сын мой; вайам — мы; анйе — другие; ча — также; вах-мучам — облаков; патим — повелителю; йшварам — могущественному властелину; дравйаих — различными предметами; тат-ретаса — излиянием из него; сиддхаих — созданными; йаджанте — поклоняются; кратубхих — огненными жертвоприношениями; нарах — люди.

Мой дорогой сын, не только мы, но и многие другие люди поклоняются повелителю дождевых туч. Мы преподносим ему зерно и другие атрибуты поклонения, которые появляются благодаря его же дару — дождю.

КОММЕНТАРИЙ: Махараджа Нанда принялся терпеливо объяснять своему сыну «правду жизни», однако, как станет ясно из этой главы, в тот день Махарадже Нанде и всем жителям Вриндавана суждено было получить от Кришны удивительный урок.

ТЕКСТ 10

тач-чхешенопадживанти три-варга-пхала-хетаве
пумеам пуруша-каранам парджанйах пхала-бхаванах

тат — этого (жертвоприношения); шешена — остатками; упаджйванти — поддерживают жизнь; три-варга — трех целей человеческой жизни (религиозности, материального процветания и чувственных удовольствий); пхала-хетаве — ради достижения; пумеам — для людей; пуруша-каранам — занятых обычной человеческой деятельностью; парджанйах — Господь Индра; пхалабхаванах — средство достижения поставленных целей.

Принимая остатки подношений, предложенных Индре во время жертвоприношения, люди поддерживают свою жизнь и обретают религиозность, процветание и чувственные удовольствия. Таким образом, Индра — это сила, помогающая трудолюбивым людям добиться успеха.

КОММЕНТАРИЙ: Кто-то может возразить, что люди поддерживают себя, трудясь в сельском хозяйстве, промышленности и так далее. Однако, как упоминалось ранее, вся жизнедеятельность человека и других живых существ зависит от еды и питья, а без обильных дождей не будет ни того, ни другого. Словом три-варга Нанда указывает на то, что, принося жертвы Индре, люди обретают не только чувственные удовольствия, но также религиозность и благополучие. Если человек голоден, ему сложно выполнять свой долг, а не выполняя долга, очень непросто быть религиозным человеком.

ТЕКСТ 11

йа энам виерджед дхармам парампарйагатам нарах
камад двешад бхайал лобхат са ваи напноти шобханам

йах — который; энам — этот; виерджет — отвергнет; дхармам — принцип религии; парампарйа — от сведущих в традиции; агатам — изошедший; нарах — человек; камат — из-за похоти; двешат — изза вражды; бхайат — из страха; лобхат — из-за жадности; сах — он: ваи — несомненно; на апноти — не обретает; шобханам — благо.

Эта заповедь основана на древней традиции. И если человек пренебрегает ею, движимый вожделением, злостью, страхом или жадностью, удача отвернется от него.

КОММЕНТАРИЙ: Если человек не выполняет свой религиозный долг, движимый вожделением, злостью, страхом или жадностью, его жизнь никогда не будет успешной и не приведет его к совершенству.

ТЕКСТ 12

шрй-шука увача вачо нишамйа нандасйа татханйешам враджаукасам
индрайа манйум джанайан нитарам праха кешавах

шрй-шуках увача — Шри Шукадева Госвами сказал; вачах — слова; нишамйа — выслушав; нандасйа — Махараджи Нанды; татха — а также; анйешам — других; враджа-окасам — жителей Враджа; индрайа — Господу Индре; манйум — гнев; джанайан — вселяя; питарам — отцу; праха — сказал; кешавах — Господь Кешава.

Шукадева Госвами сказал: Выслушав речи отца и других старейшин Враджа, Господь Кешава (Кришна | обратился к ним со словами, которые должны были вызвать у Индры гнев.

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Шридхара Свами объясняет, что Господь Кришна не просто хотел оскорбить этого полубога: Он намеревался сокрушить высокую гору гордыни, выросшую в сердце Его крошечного слуги, чьей обязанностью было лишь исполнять возложенную на него роль Индры. Подняв холм Говардхана, Кришна положил начало ежегодному веселому празднику — Говардханапудже. Далее мы узнаем, как под этим холмом в течение нескольких дней Он наслаждался обществом Своих любящих преданных.

ТЕКСТ 13

шрй-бхагаван увача
кармана джайате джантух карманаива пралййате
сукхам духкхам бхайам кшемам карманаивабхипадйате

шрй-бхагаван увача — Верховный Господь сказал; кармана — кармой; джайате — рождается; джантух — живое существо; кармана — кармой; эва — только; пралййате — уничтожается; сукхам — счастье; духкхам — несчастье; бхайам — страх; кшемам — безопасность; кармана эва — только кармой; абхипадйате — достигается.

Господь Кришна сказал: Живое существо рождается, повинуясь лишь карме, и только вследствие своей кармы оно встречает смерть. Счастье и горе, страх и чувство безопасности — все это последствия кармы живого существа.

КОММЕНТАРИЙ: Господь Кришна Своим утверждением сводит к минимуму роль полубогов в жизни живого существа. Философия, которую проповедует Господь, называется карма-вада или кармамимамса. По сути дела, это своего рода атеизм в сочетании с верой в переселение душ. Согласно этой философии, существуют тонкие законы природы, которые награждают или наказывают нас за наши поступки, — «Что посеешь, то и пожнешь». В будущем человек пожинает плоды тех поступков, которые он совершает в настоящем, — на этом описание реальности заканчивается. Проповедуя эту нехитрую философию, Господь Кришна, будучи Богом, едва ли Сам принимал ее всерьез. Играя роль озорного мальчика, Он просто дразнил ею Своих чистых преданных.

По словам Шрилы Дживы Госвами, мысли Господа Кришны были следующие: «Как получилось, что Мои вечные спутники, принявшие на себя роль Моего отца, других родственников и друзей, так увлеклись поклонением Индре?» Главной целью Господа было разрушить гордыню Индры, однако Господь также захотел напомнить Своим вечным преданным, что им не стоит отвлекаться на поклонение другим так называемым «богам», поскольку Его преданные и так уже жили рядом с Высшей Абсолютной Истиной, всемогущим Господом.

ТЕКСТ 14

асти чед ишварах кашчит пхала-рупй анйа-карманам
картарам бхаджате со 'пи на хй акартух прабхур хи сах

асти — есть; чет — если; йшварах — верховный повелитель; кашчит — какой-то; пхала-рупй — вознаграждающий плодами; анйакарманам — деяний других; картарам — действующего; бхаджате — зависит от; сах — Он; апи — даже; на — не; хи — все же; акартух — не действующего; прабхух — господин; хи — несомненно; сах — Он.

Даже если и существует верховный повелитель, который вознаграждает живых существ за их поступки, то получается, что Он, в свою очередь, должен зависеть от того, кто совершает эти поступки. Ибо невозможно быть тем, кто одаривает плодами поступков, если никаких поступков совершено не было.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Господь Кришна утверждает, что, даже если верховный повелитель существует, Он обязательно должен зависеть от того, кто действует, и, стало быть, тоже подчиняется закону кармы, поскольку вынужден даровать обусловленным душам счастье и горе в соответствии с законами добра и зла.

Те, кто принимает этот поверхностный аргумент, забывают об очевидном факте: законы природы, которые вознаграждают людей за праведность и карают за грехи, сами созданы всеблагим Верховным Господом. Создав эти законы и обеспечив их функционирование, Господь не подчиняется их власти. Более того, Господь, будучи совершенным и самоудовлетворенным, не зависит от поступков обусловленных душ. По Своей природе Господь милостив, и по этой причине Он дает нам результаты, соответствующие нашей деятельности. То, что мы называем судьбой, или кармой, — это тонкая, сложная система поощрений и наказаний, предназначенная для того, чтобы постепенно побудить обусловленную душу подняться на уровень совершенного, чистого сознания, что соответствует ее естественному, изначальному состоянию.

Верховный Господь так искусно создал и применяет эти законы поощрения и наказания за поступки, совершенные в человеческом теле, что вечная душа, не чувствуя посягательства на свободу своей воли, сама постепенно избавляется от желания грешить и начинает стремиться совершать благие дела.

Такова роль Господа в материальном мире. В духовном же мире Господь проявляет Свою истинную природу, обмениваясь любовью со Своими чистыми преданными. Основой таких отношений, исполненных любви, является безграничная свобода Господа и Его преданных. Этим отношения в духовном мире отличаются от механических, омраченных корыстью отношений в материальном

мире. Жизнь в духовном мире вечна, исполнена блаженства и знания, и Верховный Господь и Его помощники, чистые преданные, вновь и вновь предоставляют обусловленным душам возможность вернуться в этот мир, домой к Богу, и отказаться от тщетных попыток покорить материальную природу. Учитывая все это, не стоит всерьез воспринимать атеистические доводы, которые, желая позабавиться, приводит Кришна.

ТЕКСТ 15

ким индренеха бхутанам сва-сва-карманувартинам
анйшенанйатха картум свабхава-вихитам нрнам

ким — что; индрена — Индрой; иха — здесь; бхутанам — живых существ; сва-сва — каждый свои; карма — деяний ради плодов; анувартинам — тех, что испытывают последствия; анйшена — неспособным (Индрой); анйатха — иначе; картум — сделать; свабхава — обусловленной природой; вихитам — то, что предопределено; нрнам — людей.

В этом мире все живые существа вынуждены пожинать плоды своих прошлых поступков. Раз Индра не может изменить судьбу человечества, предопределенную природой самих людей, зачем же поклоняться ему?

КОММЕНТАРИЙ: Не стоит думать, будто в этом стихе Господь Кришна отрицает свободу воли живого существа. Если признать реальность кармы — системы законов, воздающих людям за их деяния, — то получается, что мы сами, в соответствии с нашей природой, можем выбирать свое будущее. Счастье и горе, которое суждено нам испытать в этой жизни, предопределено нашими прошлыми поступками, и даже полубоги не в силах изменить чтолибо в нашей судьбе. Их роль состоит в том, чтобы награждать нас процветанием или нищетой, болезнями или здоровьем, счастьем или горем, в зависимости от того, что мы заслужили. Тем не менее за нами сохраняется право выбирать, как прожить нашу теперешнюю жизнь — в грехе или благочестии. От этого выбора зависит, будем мы наслаждаться в следующей жизни или страдать.

К примеру, если в прошлой жизни я был благочестив, в текущей жизни полубоги могут даровать мне огромное богатство. Однако мне решать, куда тратить это богатство — на благие цели или на дурные, и этот выбор предопределит мою следующую жизнь. Таким образом, несмотря на то что нельзя отменить результаты кармы, которые мы получаем в нашей нынешней жизни, все же у человека есть свобода воли, которую он может использовать, чтобы выбрать свое будущее. Аргумент Господа Кришны, приведенный в этом стихе, достаточно интересен; тем не менее он не учитывает тот немаловажный факт, что все мы — вечные слуги Бога, и потому все наши поступки должны быть направлены на то, чтобы доставить Ему удовольствие.

ТЕКСТ 16

свабхава-тантро хи джанах свабхавам анувартате
свабхава-стхам идам сарвам са-девасура-манушам

свабхава — своей обусловленной природы; тантрах — под контролем; хи — несомненно; джанах — личность; свабхавам — своей природе; анувартате — следует; свабхава-стхам — основанной на присущих ему склонностях; идам — этот мир; сарвам — весь; са — вместе с; дева — полубогами; асура — демонами; манушам — и людьми.

Каждый в этом мире находится под властью своей обусловленной природы и потому вынужден повиноваться ей. Вся вселенная, вместе с полубогами, демонами и людьми, живет, подчиняясь обусловленной природе населяющих ее существ.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Господь Кришна продолжает тему, начатую Им в предыдущем стихе. Поскольку все зависит от свабхавы, или обусловленной природы, то зачем поклоняться Богу и полубогам? Этот аргумент был бы справедлив, если бы свабхава, или обусловленная природа живого существа, была всемогущей. К счастью, это не так. Однако есть всемогущий повелитель существ, и мы должны поклоняться Ему, что и будет убедительно доказано Господом в этой главе «Шримад-Бхагаватам». Пока же Господь наслаждается, дразня Своих родственников.

ТЕКСТ 17

дехан уччавачан джантух прапйотсрджати кармана
шатрур митрам удасйнах кармаива гурур йшварах

дехан — материальные тела; учча-авачан — высшие и низшие; джантух — обусловленное живое существо; прапйа — обретя; утсрджати — оставляет; кармана — последствиями материальной деятельности; шатрух — враг; митрам — друг; удасйнах — посторонний; карма — материальная деятельность; эва — только; гурух — духовный учитель; йшварах — господин.

Поскольку именно карма является причиной того, что обусловленное живое существо получает и покидает различные тела высших и низших типов, только она, карма, — наш враг, друг и беспристрастный свидетель, наш духовный учитель и господин.

КОММЕНТАРИЙ: Даже полубоги связаны и ограничены законами кармы. «Брахма-самхита» (5.54) не оставляет в этом никаких сомнений. Там говорится, что даже Индра подчиняется закону кармы: йас те индра-гопам атха вендрам ахо сва-карма-бандханурупапхала-бхйджанам атаноти. Верховный Господь, Говинда, награждает всех живых существ результатами их поступков. Это касается как могущественного Индры, царя материального рая, так и ничтожного насекомого индра-гопа. В «Бхагавад-гите» (7.20) также говорится: камаис таис таир хрта-джнанах прападйанте 'нйадеватах. Те, кто растратил свой разум в погоне за материальными наслаждениями, предаются полубогам, вместо того чтобы поклоняться Верховному Господу. На самом деле полубоги не в состоянии давать людям дары независимо от Бога. Господь Кришна подтверждает это в «Бхагавад-гите»: майаива вихитан хи тан. Все блага исходят от Самого Господа.

Поэтому не так уж неправ тот, кто утверждает, будто поклоняться полубогам бесполезно, ибо сами полубоги подчиняются закону кармы. Таково реальное положение дел. Однако Господь Кришна.

Верховная Личность Бога, не зависит от законов кармы; напротив, Он может по Своему желанию даровать кому-то Свою милость или лишить ее. Это подтверждается в том же стихе «Брахмасамхиты», который цитировался выше, в третьей его строке: карманы нырдахати кынту на бхакти-бхаджам — «Верховный Господь сжигает всю карму тех, кто с любовью служит Ему». Мало того, что Господь неподвластен материальным законам: Ему под силу немедленно освободить от бремени этих законов того, кто удовлетворит Его своим бескорыстным служением. Верховный Господь обладает абсолютной свободой, и, предавшись Ему, мы сможем избавиться от оков кармы и выйти из-под неумолимой власти ее законов.

ТЕКСТ 18

тасмат сампуджайет карма свабхава-стхах сва-карма-крт
анджаса йена вартета тад эвасйа хи даиватам

тасмат — поэтому; сампуджайет — пусть как следует почитает; карма — предписанную деятельность; свабхава — в положении, соответствующем (своей) обусловленной природе; стхах — пребывающий; сва-карма — свои предписанные обязанности; крт — выполняющий; анджаса — легко; йена — которой; вартета — каждый живет; тат — это; эва — несомненно; асйа — его; хи — ведь; даиватам — божество.

Вот почему следует со всей серьезностью поклоняться самой деятельности. Человек должен занимать положение, соответствующее его природе, и исполнять свой долг. На самом деле то, что позволяет нам жить, должно по праву считаться нашим божеством.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Господь Кришна выдвигает абсурдную, но популярную в наше время теорию: наша работа — это наш Бог, и поклоняться следует именно ей. Однако при ближайшем рассмотрении окажется, что работа наша — это всего лишь взаимодействие материального тела с материальной природой. Сам Кришна уже не в шутку говорит об этом в «Бхагавад-гите» (3.28):
гуна гунешу вартанта. Философия карма-мимамсы утверждает, что праведные поступки в этой жизни приводят к лучшей жизни в будущем. Если это так, то должна существовать душа, обладающая сознанием и не имеющая ничего общего с материальным телом. А если и это так, то зачем трансцендентной душе поклоняться взаимодействию бренного тела и материальной природы? Если в данном стихе слова сампуджайет карма указывают на то, что нужно поклоняться законам кармы, которые повелевают нашей деятельностью, то вполне резонно спросить: что значит «поклоняться законам», откуда вообще взялись эти законы и кто обеспечивает их соблюдение? Утверждать, будто законы создали мир и продолжают его поддерживать, бессмысленно, так как в природе закона нет ничего такого, что позволяло бы ему породить бытие, которое ему предстоит поддерживать. На самом деле любое поклонение предназначено лишь для Самого Кришны, что и будет доказано в этой главе.

ТЕКСТ 19

адживйаикатарам бхавам йас те анйам упадживати
на тасмад виндате кшемам джаран нарй асатй йатха

аджйвйа — поддерживающее жизнь; экатарам — единственное; бхавам — существо; йах — который; ту — но; анйам — к другому; упаджйвати — обращается; на — не; тасмат — от него; виндате — получает; кшемам — истинное благо; джарат — от возлюбленного; нарй — женщина; асатй — нецеломудренная; йатха — как.

Если что-либо поддерживает нашу жизнь, а мы ищем прибежища в другом, неужели сможем мы обрести истинное благо? Мы станем похожи на распутную женщину, которая никогда не обретет подлинного блага, поддерживая связь со своим любовником.

КОММЕНТАРИЙ: Слово кшемам означает не просто накопление денег, а истинное процветание. Здесь Господь Кришна смело

утверждает, что, подобно тому как женщина никогда не обретет хорошей репутации и не станет мудрее, если будет общаться со своим любовником, жители Вриндавана не станут счастливее, если будут пренебрегать истинным источником своего процветания и вместо этого поклоняться Индре. Как пишет Шрила Джива Госвами, ту дерзость, с которой Кришна обратился к Своему отцу и другим старшим родственникам, следует считать проявлением Его трансцендентного гнева, который вскипел в сердце Господа, когда Он увидел, что Его вечные слуги поклоняются ничем не примечательному полубогу.

ТЕКСТ 20

вартета брахмана випро раджанйо ракшайа бхувах
ваишйас ту вартайа джйвеч чхудрас ту двиджа-севайа

вартета — пусть живет; брахмана — Ведами; випрах — брахман; раджанйах — правитель; ракшайа — защитой; бхувах — земли; ваишйах — вайшья; ту — же; вартайа — торговлей; джйвет — пусть живет; шудрах — шудра; ту — же; двиджа-севайа — служением дваждырожденным — брахманам, кшатриям и вайшьям.

Брахман поддерживает свою жизнь, изучая Веды и обучая других, члены царских родов — защищая землю, вайшьи — торгуя, а шудры — служа дваждырожденным.

КОММЕНТАРИЙ: Прославив карму, Господь Кришна объясняет, что значит выполнять свои обязанности, соответствующие природе человека. Он имеет в виду не деятельность, основанную на прихоти, но религиозный долг, предписанный человеку варнашрамой — ведической социальной системой.

ТЕКСТ 21

крши-ваниджйа-го-ракша кусидам турйам учйате
варта чатур-видха татра вайам го-врттайо 'нишам

крши — земледелие; ваниджйа — торговля; го-ракша — и защита коров; кусйдам — дача денег взаймы; турйам — четвертое; учйате — говорится; варта — долг; чатух-видха — четырех видов; татра — здесь; вайам — мы; го-врттайах — занятые защитой коров; анишам — постоянно.

Долг вайшьев состоит из четырех видов деятельности: возделывания земли, торговли, заботы о коровах и ростовщичества. Наша община постоянно занята одним делом — заботой о коровах.

ТЕКСТ 22

саттвам раджас тома ити стхитй-утпаттй-анта-хетавах
раджасотпадйате вишвам анйонйам вивидхам джагат

саттвам — благость; раджах — страсть; тамах — невежество: ити — так; стхити — поддержания; утпатти — сотворения; анта — разрушения; хетавах — причины; раджаса — гуной страсти; утпадйате — возникает; вишвам — вселенная; анйонйам — соединением мужского и женского начал; вивидхам — разнообразен; джагат — мир.

Причиной сотворения, поддержания и разрушения являются три гуны природы — благость, страсть и невежество. В частности, гуна страсти творит вселенную и через соединение мужского и женского начал создает все многообразие видов.

КОММЕНТАРИЙ: Предвидя возможные возражения пастухов, что, дескать, их жизнь, посвященная заботе о коровах, зависит от Господа Индры, который посылает дожди, Господь Кришна начинает проповедовать механистическую теорию возникновения мира, известную под именем атеистической санкхьи. Склонность приписывать механистическим, на первый взгляд, явлениям природы статус единственной причины всего сущего не нова. Еще пять тысяч лет назад Господь Кришна ссылался на основные положения этой доктрины, которая уже в то время имела хождение среди людей.

ТЕКСТ 23

раджаса чодита мегха варшантй амбуни сарватах
праджас таир эва сидхйанти махендрах ким каришйати

раджаса — страстью; чодитах — побуждаемые; мегхах — тучи; варшантй — изливают; амбуни — воды; сарватах — повсюду; праджах — жители; таих — этими (водами); эва — поистине; сидхйанти — поддерживают существование; маха-индрах — великий Индра; ким — что; каришйати — поделает.

Под влиянием материальной гуны страсти тучи проливают повсюду дожди и тем самым поддерживают жизнь всех живых существ. Какое отношение к этому имеет великий Индра?

КОММЕНТАРИЙ: Господь Кришна продолжает объяснять механистическую концепцию бытия, завершая ее словами махендрах ким каришйати — «Кому нужен великий Индра, если пищу для всех живых существ производит дождь, посланный тучами, которые, в свою очередь, подчиняются гуне страсти?» Слово сарватах указывает на необыкновенную щедрость туч, проливающих дождь даже над океанами, скалами и пустошами, где нет особой нужды в пресной воде.

ТЕКСТ 24

на нах пуроджанапада на грама на грха вайам
ванаукасас mama нитйам вана-шаила-нивасинах

на — не; нах — нам; пурах — города; джана-падах — густонаселенные места; на — не; громах — деревни; на — не; грхах — обитающие в постоянных жилищах; вайам — мы; вана-окасах — живущие в лесах; mama — о дорогой отец; нитйам — всегда; вана — в лесах; Мшили — среди холмов; нивасинах — живущие.

Мой дорогой отец, наш дом — не в городах и деревнях. Будучи лесными жителями, мы обитаем в лесах и на холмах.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Господь Кришна указывает на то, что жители Вриндавана должны признать свою неразрывную связь с холмом Говардхана и лесом Вриндавана и перестать беспокоиться об Индре, который находится далеко. Сделав такое заключение, в следующем стихе Господь Кришна предложит пастухам смелую идею.

ТЕКСТ 25

тасмад гавам брахмананам адреш чарабхйатам макхах
йа индра-йага-самбхарас таир айам садхйатам макхах

тасмат — поэтому; гавам — ради коров; брахмананам — ради брахманов; адрех — ради холма (Говардхана); ча — и; арабхйатам — пусть начнется; макхах — жертвоприношение; йе — которые; индрайага — жертвоприношения, предназначенного для Индры; самбхарах — атрибуты; таих — ими; айам — это; садхйатам — пусть совершится; макхах — жертвоприношение.

Давайте же устроим жертвоприношение для удовольствия коров, брахманов и холма Говардхана! Мы можем использовать в нем все, что было приготовлено для поклонения Индре.

КОММЕНТАРИЙ: Господь Кришна известен как го-брахманахита, благодетель коров и брахманов. Он не случайно упомянул местных брахманов: Господу очень дороги те, кто строго следует принципам божественной ведической культуры.

ТЕКСТ 26

пачйантам вивидхах паках супантах пайасадайах
самйавапупа-шашкулйах сарва-дохаш ча грхйатам

пачйантам — да будут приготовлены; вивидхах — многочисленные; паках — блюда; супа-антах — включающие овощные супы; пайаса-адайах — сладкий рис и другие; самйава-апупа — жареные и печеные пирожки; шашкулйах — большие круглые пироги из рисовой муки; сарва — всё; дохах — то, что получают из молока коров; ча — и; грхйатам — да будет взято.

Давайте приготовим побольше разных блюд, от сладкого риса до овощных супов! Нужно сделать много пирогов — и печеных, и жареных; также в этом жертвоприношении следует использовать всевозможные молочные продукты.

КОММЕНТАРИЙ: Слово супа может обозначать и суп из бобов, и тушеные овощи. Чтобы отпраздновать Говардхана-пуджу, Господь Кришна повелел приготовить горячие супы и холодные блюда вроде сладкого риса, а также принести всевозможные молочные продукты.

ТЕКСТ 27

хуйантам агнайах самйаг брахманаир брахма-вадибхих
аннам баху-гунам тебхйо дейам во дхену-дакшинах

хуйантам — да будут призваны; агнайах — жертвенные огни; самйак — правильно; брахманаих — брахманами; брахма-вадибхих — знатоками Вед; аннам — пища; баху-гунам — хорошо приготовленная; тебхйах — им; дейам — да будет предложена; вах — вами; дхену-дакшинах — коровы и другие дары.

Брахманы, знатоки ведических мантр, должны по всем правилам призвать жертвенные огни. После этого следует накормить жрецов изысканной пищей и наградить их коровами и другими Дарами.

КОММЕНТАРИЙ: По мнению Шрилы Шридхары Свами, Господь Шри Кришна давал Своему отцу и всем жителям Вриндавана такие подробные указания, чтобы обеспечить высокий уровень жертвоприношения, а также чтобы усилить веру Нанды и всех остальных в то, что они поступают верно. Вот почему Господь сказал, что для проведения жертвоприношения необходимы сведущие брахманы, различные виды жертвенного огня и раздача пожертвований. Для успеха жертвоприношения всё нужно было сделать в соответствии с указаниями Господа.

ТЕКСТ 28

анйебхйаш чашва-чандала-патитебхйо йатхархатах
йавасам ча гавам даттва гирайе дййатам бал их

анйебхйах — другим; ча — также; а-шва-чандала — начиная с собак и собакоедов; патитебхйах — низшим существам; йатха — как; архатах — приличествует (в каждом конкретном случае); йавасам — траву; ча — и; гавам — для коров; даттва — дав; гирайе — горе (Говардхане); дййатам — да будет принесено; балих — соответствующее подношение.

Накормив как следует всех, включая даже таких падших существ, как собаки и чандалы (собакоеды), вы должны дать коровам травы, а затем с почтением поднести дары холму Говардхана.

ТЕКСТ 29

св-аланкрта бхуктавантах св-анулиптах су-васасах
прадакшинам ча курута го-випранала-парватан

су-аланкртах — красиво украшенные; бхуктавантах — насытившиеся; су-анулиптах — умащенные сандаловой пастой, приносящей благо; су-васасах — облаченные в роскошные наряды; прадакшинам — обход; ча — и; курута — совершите; го — коров; випра — брахманов; анала — жертвенного огня; парватан — и холма (Говардхана).

Наевшись досыта, все вы должны облачиться в лучшие наряды, надеть самые дорогие украшения, покрыть тела сандаловой пастой и в почтении обойти вокруг коров, брахманов, жертвенного огня и холма Говардхана.

КОММЕНТАРИЙ: Господь хотел, чтобы все люди и даже животные попробовали удивительного бхагават-прасада, освященной пищи, предложенной Господу. Чтобы создать праздничное настроение, Господь попросил Своих родственников надеть красивые наряды и дорогие украшения, а также освежить тело драгоценной сандаловой пастой. И все же самой важной частью церемонии должно было стать почитание благочестивых брахманов, коров, жертвенного огня и холма Говардхана.

ТЕКСТ 30

этан мама матам mama крийатам йади рочате
айам го-брахманадрйнам махйам ча дайито макхах

этат — эта; мама — Моя; матам — мысль; mama — о отец; крийатам — пусть осуществится; йади — если; рочате — доставляет удовольствие; айам — эта; го-брахмана-адрйнам — коров, брахманов и холма Говардхана; махйам — Мне; ча — также; дайитах — дорого; макхах — жертвоприношение.

Таково Мое предложение, о отец, и, если оно тебе по душе, осуществи же его. Это жертвоприношение доставит удовольствие коровам, брахманам, холму Говардхана и, конечно же, Мне.

КОММЕНТАРИЙ: То, что приносит удовольствие брахманам, коровам и Самому Верховному Господу, благоприятно и для всех остальных. Духовно слепые «современные» люди не понимают этого и потому поддерживают «научный» подход к жизни, который неуклонно ведет весь мир к гибели.

ТЕКСТ 31

шрй-шука увача
калатмана бхагавата шакра-дарпа-джигхамсайа
проктам нишамйа нандадйах садхв агрхнанта тад-вачах

шрй-шуках увача — Шри Шукадева Госвами сказал; кала-атмана — явившим Себя как сила времени; бхагавата — Верховным Господом; шакра — Индры; дарпа — гордость; джигхамсайа — для уничтожения; проктам — сказанное; нишамйа — выслушав; нандаадйах — Нанда и другие старейшины-пастухи; садху — великолепными; агрхнанта — признали; тат-вачах — Его речи.

Шукадева Госвами сказал: Господь Кришна, само вечное время во всем его могуществе, пожелал сокрушить гордыню Индры. Выслушав предложение Шри Кришны, Нанда и другие старейшины Вриндавана признали его вполне разумным.

ТЕКСТЫ 32-33

татха ча вйададхух сарвам йатхаха мадхусуданах
вачайитва свастй-айанам тад-дравйена гири-двиджан
упахртйа балйн самйаг адрта йавасам гавам
го-дханани пураскртйа гирим чакрух прадакшинам

татха — так; ча — и; вйададхух — совершили; сарвам — всё; йатха — как; аха — сказал; мадхусуданах — Господь Кришна; вачайитва — побудив (брахманов) читать нараспев; свасти-айанам — благоприятные гимны; тат-дравйена — принадлежностями для поклонения ему (Индре); гири — холму; двиджан — и брахманам; упахртйа — предложив; балйн — подношения; самйак — должным образом; адртах. — преисполненные почтения; йавасам — траву; гавам — для коров; го-дханани — быков, коров и телят; пураскртйа — пропустив вперед; гирим — холма; чакрух — совершили; прадакшинам — обход.

Пастухи сделали все, как сказал Мадхусудана. Пока брахманы декламировали благоприятные ведические мантры, жители Вриндавана с благоговением и почтением стали подносить им и холму Говардхана все то, что они собирались приносить в жертву Индре. Они также накормили коров сочной травой. Затем, пустив коров, быков и телят впереди себя, все они обошли вокруг Говардханы.

КОММЕНТАРИЙ: Жители Вриндавана были всецело преданы Господу Кришне. Он был смыслом их существования. Будучи вечными спутниками Господа, они, в сущности, были равнодушны к Господу Индре и жертвенным ритуалам в его честь. И уж конечно, их не заинтересовала механистическая философия, которую проповедовал Кришна. Они просто любили Его и из любви к Нему сделали все, о чем Он их просил.

Их искренняя любовь вовсе не была признаком узости взглядов или невежества, ибо они были преданы Высшей Абсолютной Истине, Господу, внутри кого покоится все творение. Таким образом, жители Вриндавана постоянно соприкасались с высшей, изначальной истиной, которая лежит в основе всех других истин, — с Самим Шри Кришной, причиной всех причин, тем, кто поддерживает жизнь во всем живом. Жители Вриндавана были поглощены любовным служением Высшей Абсолютной Истине, и потому их по праву можно считать самыми удачливыми, самыми умными и самыми практичными людьми во всем мире.

ТЕКСТ 34

анамсй анадуд-йуктани те чарухйа св-аланкртах
гопйаш ча кршна-вйрйани гайантйах са-двиджашишах

анамси — на повозки; анадут-йуктани — запряженные быками; те — они; ча — и; арухйа — взойдя; су-аланкртах — красиво украшенные; гопйах — пастушки; ча — и; кршна-вйрйани — славу Кришны; гайантйах — воспевающие; са — вместе; двиджа — брахманов; ашишах — с благословениями.

Нарядно украшенные жены пастухов ехали на повозках, запряженных быками, и пели песни, прославлявшие Кришну. Пение их сливалось с голосами брахманов, раздававших благословения.

ТЕКСТ 35

кршнас те анйатамам рупам гопа-вишрамбханам гатах
шаило 'смйти бруван бхури балим адад брхад-вапух

кршнах — Господь Кришна; ту — же; анйатамам — другой; рунам — трансцендентный облик; гопа-вишрамбханам — усиливающий веру пастухов; гатах — принявший; шаилах — гора; асми — Я есть; ити — так; бруван — говорящий; бхури — богатые; балим — подношения; адат — съел; брхат-вапух — обладающий огромным телом.

Затем Кришна принял невиданный ранее гигантский облик. Он сделал это, чтобы укрепить веру пастухов. «Я гора Говардхана!» — провозгласил Он и вмиг поглотил обильные подношения.

КОММЕНТАРИЙ: В двадцать четвертой главе книги «Кришна, Верховная Личность Бога» Шрила Прабхупада пишет: «Когда всё было готово, Кришна вырос до небес и в этом новом божественном облике объявил жителям Вриндавана, что Он Сам и есть холм Говардхана. Он хотел убедить Своих преданных, что холм Говардхана неотличен от Него Самого. Потом Кришна стал есть все приготовленные яства. Понимание того, что Кришна и холм Говардхана неотличны друг от друга, до сих пор живет в умах людей, поэтому великие преданные берут с холма Говардхана камни и поклоняются им так же, как изваяниям Кришны в храмах. Участники Движения сознания Кришны тоже могут собирать небольшие камни на холме Говардхана и поклоняться им дома, ибо поклоняться им — все равно что поклоняться Божеству».

Послушавшись Господа Кришну, жители Вриндавана пошли на большой риск. Он убедил их отменить жертвоприношение, предназначенное для могущественного правителя вселенной, и вместо этого поклоняться холму Говардхана. Пастухи поступили так лишь из любви к Кришне, и теперь, желая доказать, что решение их было верным, Господь Кришна принял невиданный ранее, огромный, как гора, трансцендентный облик и показал, что Он Сам и есть холм Говардхана.

ТЕКСТ 36

тасмаи намо враджа-джанаих саха чакра атманатмане
ахо пашйата шаило 'сау рупй но 'нуграхам вйадхат

тасмаи — Ему; намах — поклонение; враджа-джанаих — с жителями Враджа; саха — вместе; чакре — (Он) совершил; атмана — Сам; атмане — Себе; ахо — ах; пашйата — посмотрите; шаилах — холм; асау — этот; рупй — проявившийся как личность; нах — нам; ануграхам — милость; вйадхат — даровал.

Вместе со всеми жителями Враджа Господь склонился перед холмом Говардхана, таким образом выражая почтение Самому Себе. Затем Он произнес: «Только взгляните! Этот холм принял человеческий облик и одарил нас своей милостью!»

КОММЕНТАРИЙ: Из этого стиха становится ясно, что Господь Кришна одновременно явил Себя в двух обликах. Он находился среди обитателей Враджа в Своем обычном образе маленького пастушка и одновременно принял гигантскую форму холма Говардхана. Следовательно, Кришна в облике маленького мальчика вместе с другими обитателями Вриндавана поклонился Своему новому воплощению, холму Говардхана, а затем объявил, что все они получили милость этого божественного холма. Эти трансцендентные поступки Кришны как нельзя лучше соответствовали веселой атмосфере праздника.

ТЕКСТ 37

эшо 'ваджанато мартйан кама-рупи ванаукасах
ханти хй асмаи намасйамах шармане атмано гавам

эшах — этот; аваджанатах — тех, кто пренебрегает; мартйан — смертных; кама-рупй — по желанию принимающий любой облик (например, змей, живущих на холме); вана-окасах — жителей леса; ханти — убьет; хи — несомненно; асмаи — ему; намасйамах — давайте поклонимся; шармане — для защиты; атманах — себя; гавам — коров.

«Этот холм Говардхана может принять любой облик по своему желанию и убить всякого лесного жителя, которому вздумается пренебречь им. Поэтому давайте склонимся перед ним, чтобы обезопасить себя и своих коров».

КОММЕНТАРИЙ: Кама-рупй означает, что Говардхана может принять облик ядовитых змей, диких животных или падающих камней и так убить любого человека.

Как отмечает Шрила Шридхара Свами, в этой главе Господь выдвинул шесть основных положений Своей теории: 1) судьба человека определяется только его кармой; 2) верховным повелителем каждого является его обусловленная природа; 3) гуны природы повелевают всем сущим; 4) Верховный Господь — всего-навсего один из элементов механизма кармы; 5) Он подчиняется закону кармы; и 6) человек должен поклоняться только своему труду.

Господь выдвинул эти аргументы вовсе не потому, что действительно так считал, а потому, что хотел остановить готовящееся для Индры жертвоприношение и начать новое, в честь Своего воплощения — холма Говардхана. Этим поступком Господь задумал разозлить заносчивого полубога.

ТЕКСТ 38

итй адри-го-двиджа-макхам васудева-прачодитах
йатха видхайа те гопа саха-кршна враджам йайух

ити — так; адри — холму Говардхана; го — коровам; двиджа — и брахманам; макхам — великое жертвоприношение; васудева — Господом Кришной; прачодитах — побужденные; йатха — как полагается; видхайа — совершив; те — они; гопах — пастухи; сахакршнах — сопровождаемые Господом Кришной; враджам — во Врадж; йайух — отправились.

Завершив великое жертвоприношение во славу холма Говардхана, коров и брахманов, которое начал Господь Васудева [Кришна], пастухи вместе с Ним вернулись в свою деревню, во Врадж.

КОММЕНТАРИЙ: Несмотря на то что Говардхана-пуджа прошла в веселой и праздничной обстановке, этим дело не кончилось. Получив известия о Говардхана-ягье, Индра, обладающий необычайным могуществом, страшно разгневался. О том, что за этим последовало, рассказывается в следующей главе.

Так заканчивается комментарий смиренных слуг Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к двадцать четвертой главе Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется «Поклонение холму Говардхана».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительская категория: Шримад-Бхагаватам

Поделиться в социальных сетях

Яндекс-поиск

на сайте vasudeva.ru

Последние комментарии

  • 15.12.2017 11:43
    casino slot games online casino: http://real777money.com/ casino games free casino real money ...

    Подробнее...

     
  • 14.12.2017 21:27
    Харе Кришна :-) Заказываю книги на "Васудеве.ру" уже не первый раз и всегда оставалась довольна ...

    Подробнее...

     
  • 13.12.2017 16:22
    «Люди думают, что верят в разных богов, Спорить об этом каждый готов. За веру свою готовы все драться ...

    Подробнее...

     
  • 11.12.2017 22:26
    Не предавай! - Не предавал. Не убивай! - Не убивал. Не пожалей! - Отдам последнюю рубаху. Не укради!

    Подробнее...

     
  • 11.12.2017 10:00
    Мне тоже интересно, когда появится третья Парва? Харе КРишна!

    Подробнее...

     
  • 09.12.2017 18:15
    ТРАМП РАЗВЯЖЕТ ТРЕТЬЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ! Своим указом о признании Иерусалима столицей Израиля - Трамп ...

    Подробнее...

Случайные фото

Форма входа



Поиск