Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 

Шрила Прабхупада с книгой

Приглашенный выступить с лекцией в Университете Найроби в сентябре 1972 года, Шрила Прабхупада обратился к студентам и государственным служащим, заполнившим Тайфла Холл (зал Независимости). В своей лекции он советовал гражданам развивающегося государства Кении: «...развивайтесь духовно, так как духовное развитие - это развитие в верном направлении. Не подражайте американцам и европейцам, живущим, как кошки и собаки. Атомная бомба уже создана, и, как только разразится новая война, всем их небоскребам и всему прочему придет конец».

Дамы и господа, большое спасибо за то, что вы любезно пришли сюда, чтобы принять участие в этой встрече, цель которой - распространить сознание Кришны. Движение сознания Кришны старается создать в человеческом обществе такие условия, чтобы жизнь каждого могла увенчаться успехом. Предмет сегодняшней лекции - истинный смысл человеческой жизни. Об этом мы и стараемся поведать всему миру.

Человеческую форму жизни обретают после многих и многих миллионов лет эволюции. Мы должны помнить, что, по утверждению «Падма-пураны», существует 8 400 000 видов жизни. Первыми возникли обитатели вод, потому что, как мы можем узнать из ведической литературы, в начале творения вся планета была покрыта водой. Этот материальный мир состоит из пяти грубых элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Кроме того, есть три тонких элемента: ум, разум и эго. А за этими оболочками находится вечная душа, покрытая этими восемью элементами. Это сведения из «Бхагавад-гиты».

Люди - не единственные живые существа, имеющие вечную душу. Все мы - звери, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, деревья, растения, обитатели вод и т.д. - вечные души. Вечная душа просто имеет различные покрытия, подобно тому как одни из вас одеты в белую одежду, другие в зеленую, третьи в красную и т.д. Но нас не интересует одежда, нас интересуете вы как вечные души. Поэтому в «Бхагавад-гите» (5.18) говорится:

видйа-винайа-сампанне
брахмане гави хастини
шуни чаива швапаке ча
пандитах сама-даршинах

«Смиренные мудрецы, обладающие истинным знанием, одинаково смотрят на ученого и благовоспитанного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда».

Мудрец не делает различий на основе цвета кожи, разума или вида жизни. В каждом живом существе он видит маленькую частицу, душу. Говорится:

кешагра-шата-бхагасйа
шатамшах садришатмаках
дживах сукшма-сварупо 'йам
санкхйатито хи чит-канах

«Частицам духовных атомов размером в одну десятитысячную сечения волоса нет числа» (Бхаг., 10.87.31). Так как у нас нет инструментов, с помощью которых можно измерить душу, размер этой маленькой духовной частицы определяется в одну десятитысячную часть точки. Иначе говоря, душа очень мала, она даже меньше атома. Эта маленькая частица находится в вас, во мне, в слоне, в гигантских животных, во всех людях, в муравье, в дереве - везде. Однако наука не может определить размеров души, как и врач не может обнаружить душу в теле. Из этого ученые-материалисты делают вывод, что души нет, но это неверно. Душа есть. Присутствие души отличает живое тело от мертвого. Как только душа покидает тело, оно умирает. Само по себе оно не представляет ценности. Каким бы великим ученым или философом ни был человек, он должен признать, что как только душа уходит из тела, оно умирает. И, умерев, оно теряет всякую ценность, и его приходится выбрасывать. Мы должны постараться понять это - важна душа, а не тело. О переселении души рассказывается в «Бхагавад-гите» (2.22):

васамси джирнани йатха вихайа
навани грихнати наро 'парани
татха шарирани вихайа джирнанй
анйани самйати навани дехи

«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные».

Когда костюм изнашивается, мы выбрасываем его и надеваем новый, аналогичным образом душа меняет одежды по своему желанию. Так как душа - неотъемлемая частица Бога, она обладает божественными качествами. Бог - это высшая воля, верховная власть, высший независимый, и, являясь Его неотъемлемыми частицами, мы в ничтожных количествах тоже обладаем этими качествами. У нас есть воля, мысли, чувства и желания. Веды утверждают, что Бог - высшая живая сила среди остальных живых сил (четанаш четананам). К тому же Он удовлетворяет потребности всех живых существ.

Мы, живые существа, бесчисленны, нас бесконечно много. Но Бог един. Он такой же живой, как и мы, но мы - очень маленькие частицы этой живой силы. Например, крупица золота обладает всеми качествами золотой жилы. Если мы проведем анализ химического состава капли воды, то обнаружим те же элементы, что и в безбрежном океане. Аналогично этому, являясь неотъемлемыми частицами Бога, мы качественно подобны Ему. Эта божественная частичка, душа, то есть живая сила, переселяется из водных форм жизни в растительные, затем принимает формы насекомых, после этого - пресмыкающихся, затем птиц и зверей. Теория эволюции Дарвина всего лишь частично объясняет переселение души. Дарвин воспользовался информацией из ведической литературы, но у него нет представления о душе. Разница в том, что душа переселяется из обитателей вод в растения и деревья, затем в насекомых, в птиц, в животных, затем в человека, а в человеческой жизни она прогрессирует от нецивилизованной жизни к цивилизованной и т.д. Цивилизованная жизнь человеческого существа - вершина эволюции. Это распутье: с этого уровня мы можем вновь упасть в эволюционный цикл или возвыситься до божественной жизни. Выбор за нами. Об этом говорится в «Бхагавад-гите».

Человеческая форма жизни на самом деле подразумевает развитое сознание, поэтому мы не должны бессмысленно тратить нашу жизнь, подобно кошкам, собакам и свиньям. Таково предписание. Хотя наше тело так же бренно, как и тело собаки или кошки, оно отличается тем, что в нем живое существо может достичь высшего совершенства. Мы - неотъемлемые частицы Бога, но тем или иным образом пали в этот материальный мир, и теперь нам нужно эволюционировать так, чтобы вернуться домой, к Богу. В этом заключается высшее совершенство.

Иной, духовный мир действительно существует. В «Бхагавад-гите» (8.20) говорится:

парас тасмат ту бхаво 'нйо

'вйакто 'вйактат санатанах

йах са сарвешу бхутешу

нашйатсу на винашйати

«Но существует иная, вечная, непроявленная природа - она лежит за пределами материального мира, который то проявляется, то исчезает. Эта высшая природа неуничтожима. Когда все в материальном мире разрушается, она остается нетронутой».

В материальной природе все создается, некоторое время сохраняется, производит побочные продукты, увядает и в конце концов исчезает. Наши тела создаются в определенный момент в процессе полового акта. Семя отца покрывается эмульсией и принимает форму горошины, а живая сущность, то есть душа, входит в эту форму, найдя в ней прибежище, и благодаря этому начинают развиваться руки, ноги, глаза и т.д. Это развитие завершается через семь месяцев, а через девять месяцев человек выходит из утробы матери. В чреве матери ребенок развивается только благодаря присутствию души. Если душа отсутствует, тело не развивается, и ребенок рождается мертвым. Мы можем взять это мертвое тело и законсервировать его в формалине, но оно не будет развиваться. Развитие подразумевает изменение тела. У всех у нас было тело младенца, но его уже нет. Тело младенца развивается в тело ребенка, это тело развивается в тело подростка, а оно в свою очередь развивается в тело юноши, которое в конце концов превращается в тело старика. А потом исчезает вовсе. Все космическое творение, гигантская форма этого материального мира, действует по тому же принципу. Оно создается в определенный момент, развивается, поддерживается и на определенной стадии распадается. Такова природа материального мира. В определенный момент он проявляется и вновь исчезает (бхутва бхутва пралийате).

Слово бхава означает «природа». Существует иная природа, вечная, которая никогда не распадается. Как дживы, вечные души, мы тоже вечны. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (2.20):

на джайате мрийате ва кадачин

найам бхутва бхавита ва на бхуйах

аджо нитйах шашвато 'йам пурано

на ханйате ханйамане шарире

«Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело».

Бог не рождается и не умирает, так же и мы, вечные души, можем не рождаться и не умирать, но так как мы думаем: «Я - тело», - то считаем, что рождаемся и умираем. Такой образ мыслей называется майей, иллюзией, и как только мы освобождаемся от этой иллюзии отождествления души с телом, то достигаем уровня, называемого брахма-бхутой. Когда человек осознает: ахам брахмасми - «Я не тело, я - душа, неотъемлемая частица Верховного Брахмана», - он достигает того, что называется осознанием Брахмана. Осознав Брахман, человек становится счастливым.

Разве это не так? Если вы отчетливо поймете, что не рождаетесь и не умираете, что вы вечны, разве вы не станете счастливы? Безусловно, станете. Поэтому, осознав Брахман, дух, человек избавляется от желаний и сожалений по утраченному. Все в мире только тем и занимаются, что хотят обрести что-либо и сожалеют о том, что утратили. Вы, африканцы, хотите уподобиться европейцам и американцам, а европейцы потеряли свою империю и теперь жалеют об утраченном. Так, одни хотят чего-то, а другие сожалеют о своих потерях. Аналогично этому, вся материальная жизнь - не что иное, как сочетание желаний и сожалений. Мы желаем получить то, чего у нас нет, и сожалеем о том, что потеряли. В этом заключается наша материальная деятельность. Однако, осознав, что мы - неотъемлемые частицы Верховной Личности Бога (Парабрахмана) и что мы есть Брахман, мы станем трансцендентны и к желаниям, и к сожалениям.

Так называемое всемирное братство, единство, которого пытаются достичь Объединенные Нации, возможно только на духовной основе, то есть на уровне осознания Брахмана. Осознание Брахмана - цель человеческой жизни. Человек не должен жить подобно кошкам, собакам и свиньям. Свинья постоянно занята поисками испражнений, а найдя их и съев, впадает в состояние сексуального возбуждения и занимается сексом с кем угодно. Она будет заниматься сексом с собственной матерью, сестрой, неважно с кем. Такова жизнь свиньи. Но писания указывают, что человеку жизнь дана не для того, чтобы надрываться ради чувственных наслаждений, подобно кошкам, собакам и свиньям, а для того, чтобы живое существо могло понять: «Я не принадлежу этому материальному миру. Я - душа, я вечен, но каким-то образом пал в это обусловленное существование, которому присущи рождение, старость, болезни и смерть». Цель человеческой формы жизни - избавиться от этих четырех материальных страданий: рождения, старости, болезней и смерти. В этом цель человеческой жизни. Постарайтесь понять, что человеческая жизнь дана вам не для того, чтобы вы, как свиньи, надрывались на работе, после чего получали бы какое-то чувственное наслаждение, а затем неожиданно умирали.

Люди, не верящие в существование души, находятся в самом незавидном положении. Они не знают, откуда они пришли и куда идут. Наука о душе - самая важная из наук, но ее не преподают ни в одном университете. Как же устроено это тело? В чем различие между мертвым телом и живым? Почему тело живет? В каком состоянии находится тело и в чем заключается его ценность? Никто сейчас не изучает эти вопросы, но мы в Движении сознания Кришны пытаемся обучить людей и дать им возможность понять, что они не тела, а вечные души. Человеческая форма жизни дана нам не для того, чтобы заниматься тем, чем занимаются кошки и собаки. Вот чему мы учим людей.

Что касается души, то в своей эволюции она не останавливается, и мы боремся за существование, боремся за то, чтобы обрести вечную жизнь. Вечная жизнь возможна. Если вы максимально используете возможности человеческой формы жизни, то в следующей жизни сможете получить духовное тело. Ваше духовное тело уже в вас, и оно разовьется, как только вы очиститесь от скверны этого материального существования. Такова цель человеческой жизни. Люди не знают, что на самом деле для них благо. Самое большое благо для каждого - осознать себя, понять: «Я - неотъемлемая частица Бога, и я должен вернуться в царство Бога, чтобы соединиться с Ним».

Как здесь у нас есть развлечения, так они есть и в духовном царстве Бога. И вы можете воссоединиться с Богом в духовном царстве. Не стоит думать, что после смерти этого тела вы превратитесь в ничто. Нет. Это ошибочное представление. В «Бхагавад-гите» (2.12) Кришна сказал Арджуне на поле битвы Курукшетра:

на тв эвахам джату насам

на твам неме джанадхипах

на чаива на бхавишйамах

сарве вайам атах парам

«Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать».

Метод достижения вечной жизни очень прост и в то же время труден. Он труден потому, что вначале люди не верят в переселение души. Но, если мы просто принимаем знания от авторитетов, путь становится очень легким. Наш метод сознания Кришны состоит в том, что мы получаем знание от Кришны, самого совершенного существа, а не от обыкновенного существа, обусловленного законами материальной природы. Знание, полученное от обусловленного существа, обязательно имеет недостатки.

Каковы же недостатки обусловленной души? Она обречена совершать ошибки, пребывать в иллюзии, обманывать других, и чувства ее несовершенны. Мы не можем приобрести совершенное знание, потому что хотим обманывать других и чувства наши несовершенны. Но, несмотря на несовершенство своих чувств, мы очень гордимся своими глазами и хотим видеть все. Поэтому некоторые говорят: «Можете ли вы показать мне Бога?» На самом деле мы можем ответить на этот вопрос утвердительно. Что мешает вам видеть Бога каждое мгновение? Кришна говорит: расо 'хам апсу каунтейа - «Я - вкус воды». Все пьют воду и ощущают ее вкус, и если мы будем думать об этом вкусе как о Боге, то это станет началом процесса осознания Бога. Кришна говорит также: прабхасми шаши-сурйайох - «Я - свет солнца и луны». Все мы каждый день видим солнечный и лунный свет, и если задумаемся над тем, каким образом солнце и луна излучают свет, то в конечном счете придем к Богу. Примеров этого много. Если вы хотите стать сознающим Бога и понять Бога, это нетрудно. Для этого необходимо только следовать предписанным методам. В «Бхагавад-гите» (18.55) утверждается: тато мам таттвато джнатва. Мы просто должны стараться осознать Бога таким, как Он есть, и понять Его явление, уход и деятельность. Когда мы поймем Его таким, как Он есть, мы сразу же вступим в царство Бога. Оставляя это тело, живое существо, понимающее Бога, Кришну, не возвращается вновь, чтобы получить другое материальное тело. Кришна говорит: мам эти - «Он идет ко Мне». Такова наша цель.

Поэтому мы не должны впустую тратить свое время, ведя образ жизни кошек и собак. Нужно жить, пользуясь всеми удобствами, но в то же время находиться в сознании Кришны, то есть сознавать Бога. Это поможет нам стать счастливыми. Без понимания Бога и без сознания Бога мир и счастье невозможны. Путь к миру и счастью указан в «Бхагавад-гите».

Если вы действительно хотите понять Бога, то это нетрудно сделать. Бог - владыка всего. Ишавасйам идам сарвам. К сожалению, мы думаем: «Я - хозяин». Например, в вашей стране когда-то англичане объявляли себя хозяевами, а сейчас вы провозглашаете хозяевами себя, и кто знает, что будет дальше? Никто не понимает, кому на самом деле все принадлежит. Вся Земля является собственностью Бога, но тем не менее мы думаем: «Я - хозяин. Я владею этим и тем».

На самом деле Америка существовала и до прихода европейцев, но теперь американцы думают: «Мы здесь хозяева». А до них индейцы думали: «Мы хозяева». Однако на самом деле никто из людей не является настоящим хозяином - все принадлежит Богу.

ишавасйам идам сарвам

йат ким ча джагатйам джагат

тена тйактена бхунджитха

ма гридхах касйа свид дханам

«Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо и выделено ему как его доля и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому все принадлежит» (Ишопанишад, 1).

Людям не хватает понимания этого. Кришна провозглашает себя владыкой всех форм, включая тела американцев, африканцев, кошек, собак, деревьев и т.д., так как, в сущности, Он является владыкой и верховным отцом. Просто осознав это, мы придем к сознанию Бога. Действительно, если мы осознаем Бога так, как это предписывают авторитетные книги и ведические писания, то обнаружим, что раздорам между разными партиями придет конец. Везде воцарится мир.

Каждый имеет право пользоваться собственностью Бога, так же как сын имеет право жить за счет своего отца. В писаниях говорится, что даже любому маленькому животному, поселившемуся у вас в доме, нужно давать немного пищи. Таков духовный коммунизм. Никто не должен быть голодным, даже змея. Змеи внушают нам страх, но если мы обнаружим, что в нашем доме поселилась змея, то наш долг - следить, чтобы ее тоже кормили. Такова концепция сознания Бога, то есть сознания Кришны: самах сарвешу бхутешу. Тот, кто занимает трансцендентное положение, одинаково относится к каждому живому существу. Поэтому в «Бхагавад-гите» указывается, что, когда человек одинаково относится к каждому, видя в нем неотъемлемую частицу Верховного Господа, его жизнь в преданном служении действительно начинается. Движение сознания Кришны старается авторитетным путем привести каждого к осознанию себя и цели жизни. Наш метод очищения сердца очень прост. Нужно только повторять эту маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. В нашем Движении участвуют молодые люди из разных стран, принадлежащие к различным вероисповеданиям, но никого из них не интересует какая-либо отдельная группа людей, страна или религиозное объединение. Нас интересует только познание себя и своих взаимоотношений с Богом.

Бог - верховный владыка, а мы все - Его сыновья и слуги. Поэтому давайте же начнем служить Господу, как это рекомендовано в «Бхагавад-гите». Как только мы поймем, что владельцем всего является Бог, все мировые проблемы будут немедленно разрешены. Это может потребовать некоторого времени. Мы не рассчитываем, что эту возвышенную философию поймет каждый, но если разумные люди во всех странах попытаются ее понять, этого будет достаточно. В «Бхагавад-гите» (3.21) утверждается:

йад йад ачарати шрештхас

тат тад эветаро джанах

са йат праманам куруте

локас тад анувартате

«Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы он ни устанавливал своими действиями, весь мир следует им».

Поэтому мы призываем самых разумных людей мира разобраться в этой философии сознания Кришны и постараться распространить ее по всему миру. Сейчас мы в Африке, и я приглашаю всех разумных африканцев приходить к нам, разобраться в этой философии и распространять ее. Вы стараетесь развиваться, поэтому, пожалуйста, развивайтесь духовно, так как духовное развитие - это развитие в верном направлении. Не подражайте американцам и европейцам, живущим, как кошки и собаки. Цивилизации, в основе которых лежит чувственное эгоистическое сознание, недолговечны. Атомная бомба уже создана, и как только разразится новая война, всем их небоскребам и всему прочему придет конец. Постарайтесь это понять с истинно человеческой, духовной точки зрения. Для этого и существует Движение сознания Кришны. И потому мы обращаемся к вам с просьбой постараться понять эту философию. Большое спасибо.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Родительская категория: Книги Шрилы Прабхупады

Поделиться в социальных сетях

Главы "Науки самоосознания"

01. От издательства

02. Предисловие к "Науке Самоосознания" (Мукунда Госвами)

03. Открытие души. Кто вы?.. Тело, ум или нечто высшее? Знаем ли мы, кто мы, или только думаем, что знаем?

04. Что такое сознание Кришны. Эта беседа 1975 года является прекрасным введением в сознание Кришны

05. Определение Бога. Концепция сознания Кришны - неожиданно интимный взгляд на Бога

06. Харе Кришна: религия или наука? Интервью, 1976

07. Истина и красота. Шрила Прабхупада наглядно демонстрирует, что лежит в основе человеческой сексуальности

08. Искусство умирать. "Шримад-Бхагаватам" говорит как одолеть смерть. Статья из журнала «Бэк ту Годхед» 20 апреля 1960 года

09. Исследование души. Ответ Прабхупады на статью об определении точного момента смерти (1972)

10. Кто такой гуру? Что он знает такого, чего не знаем мы? Как он может просветить нас? Лекция Прабхупады (1973)

11. Святые и мошенники. В интервью лондонской «Таймс» Прабхупада объясняет, как можно отличить подлинного духовного наставника от самозванца.

12. Необходимость в духовном учителе. Подношение Прабхупады на Вьяса-Пуджу своего гуру Бхактисиддтанты Сарасвати Тхакура. Бомбей, 1936

13. Бессмертный нектар «Бхагавад-гиты». Пояснения Прабхупады к "Медитациям на Бхагавад-Гиту" Шанкарачарьи

14. Сознание Кришны в свете священных писаний. Переписка Прабхупады с профессором Дж.Ф. Стааль

15. Сознание Кришны: индуистский культ или божественная культура?

16. Кришна, Кристос, Христос (Беседа Шрилы Прабхупады с отцом Эммануилом, монахом-бенедиктинцем)

17. Иисус Христос был гуру. В этом эссе Шрила Прабхупада Господа Иисуса Христа сыном Бога, представителем Бога, нашим духовным учителем

18. «Не убий» или «не убивай людей»? Беседа Шрилы Прабхупады с кардиналом Даниэлю

19. В поисках пути к освобождению. Беседа Шрилы Прабхупады с участниками группы "Биттлз"

20. Сверхсознание. Как в наше время можно достичь истинной вершины человеческого сознания (1967)

21. Явление Господа Чайтаньи. Лекция Шрилы Прабхупады опубликованная в "Науке самоосознания"

22. Повторение мантры Харе Кришна. Слова «Харе Кришна» уже вошли в наш обиход, но мало кто знает, что они означают.

23. Сознание Кришны - йога нашего века. Шрила Прабхупада открывает нам некоторые древние тайны подлинной йоги

24. Медитация и внутреннее «я». Интервью Прабхупады дурбанской «Нейтл Меркьюри»

25. Преступность: ее корни и как с ней бороться. Беседа с полицейским (1975)

26. Общество людей или общество животных? Интервью «Бхаван Джорнэл» в августе 1976

27. Два взгляда на альтруизм. Письмо Шрилы Прабхупады о высшей благотворительности

28. Провозглашение нашей зависимости от Бога (Майапур, 1976)

29. Формула мира. Новый подход к антивоенному вопросу

30. Духовный коммунизм. Беседа Шрилы Прабхупады с профессором Котовским в Москве. 1971 год

31. Цель познания. Беседа Шрилы Прабхупады с профессором физики Бенфордом

32. Тесный мирок современной науки. Беседа о современной науке и ученых на утренней прогулке

33. Приезд Шрилы Прабхупады в Америку. Стихи Прабхупады написанные на "Джаладуте".

34. Стройте свое государство на духовной основе. Не подражайте американцам и европейцам, живущим, как кошки и собаки (Лекция Шрилы Прабхупады)

35. Сострадание святых. У каждой религии - свои святые, но все они обладают состраданием.

36. Как защититься от иллюзии. Письмо Шрилы Прабхупады

37. Поиски источника любви и красоты. Беседа Шрилы Прабхупады с поэтом Десмондом О'Грэди

Яндекс-поиск

на сайте vasudeva.ru

Последние комментарии

  • 17.07.2018 12:47
    Харе Кришна! Можно ли ссылку на аудиокнигу Шримад Бхагаватам с комментариями Шрилы Прабхупады, о ...

    Подробнее...

     
  • 13.07.2018 08:17
    Здравствуйте, Татьяна. Это не проблема)) Вы где находитесь?

    Подробнее...

     
  • 13.07.2018 08:16
    Харе Кришна матаджи Сукумари! Подробно ответили на Вашу электронную почту.

    Подробнее...

     
  • 06.07.2018 11:17
    Харе Кришна! Я хотела бы заказать недостающие у меня томы ШБ. У меня есть 1.1, 1.2, 2, 3.1, 3.2, 3.3 ...

    Подробнее...

     
  • 05.07.2018 16:44
    Харе Кришна. Подробно ответили на электронную почту.

    Подробнее...

     
  • 05.07.2018 13:37
    Харе Кришна! Сколько стоит Кришна АРТ на английском и сколько будет доставка до Караганды, Казахстан?

    Подробнее...

Случайные фото

Форма входа



Поиск