Featured

Бриджабаси дас - О Гаруда-стамбхе и даршане Господа

Чайтанья Махапрабху за Гаруда-СтамбхойВсе преданные Господа Чайтаньи знают, что, получая даршан Господа Джаганнатхи, Махапрабху всегда стоял за Гаруда-стамбхой — колонной с мурти Гаруды наверху, находящейся внутри храма, на нектором отдалении от алтаря. Причина этому описана в Чайтанья-бхагавате (Антья-кханда, 2.424-488) и в Чайтанья-чаритамрите (Мадхья-лила, 6.3-63). Мы воспользуемся здесь описанием из Шри Чайтанья-бхагаваты.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху после долгого путешествия из Бенгалии в Пури наконец вошел в храм Господа Джаганнатхи, то Он испытал такой наплыв любви к Нему, что захотел Его обнять. Он высоко подпрыгнул, из Его глаз ручьями лились слезы, но в следующее мгновение Он потерял сознание и упал на землю. Стражники сразу же бросились к Нему, чтобы побить Его, но Сарвабхаума Бхаттачарья, который по воле случая также в этот момент получал даршан Господа, закрыл собой Господа. Стражники поняли, что перед ними необыкновенная личность, раз сам Сарвабхаума защищает Его и отошли. Тогда Бхаттачарья попросил личных слуг Господа Джаганнатхи, которые выносят Его из храма во время Ратха-ятры, отнести Махапрабху к нему домой. Слуги, неся Махапрабху, ощутили такое блаженство, что стали самозабвенно петь святые имена Господа. Когда они проносили Махапрабху через Симха-двару, туда пришли спутники Господа, которых Он оставил позади, когда спешил к Джаганнатхе. Шрила Вриндаван дас Тхакур описывает это удивительное событие таким образом:

парама адбхута сабе декхена а̄сийа̄
пипӣлика̄-ган̣а йена анна йа̄йа ла’йа̄

Они подошли и увидели эту в высшей степени удивительную картину, которая напоминала то, как муравьи несут кусочек пищи.

еи мата прабхуре анека лока дхари’
лаийа̄ йа̄йена сабе маха̄нанда кари’

Таким образом многие люди ухватились за Махапрабху и в великом блаженстве несли Его. (Антйа-кхан̣д̣а 2.450-451).

Господа принесли в дом к Сарвабхауме Бхаттачарье, жизнь которого из-за этого увенчалась успехом – цель всех Вед, — Верховный Господь, — лично посетил его дом! Затем Сарвабхаума попросил одного человека, чтобы тот отвел спутников Махапрабху на даршан Господа Джаганнатхи. Тот сложил ладони и обратился к спутникам Господа:

“стхира хаи’ джаганна̄тха сабеи декхиба̄
пӯрва-госа̄н̃ира мата кеха на̄ кариба̄

Сохраняйте самообладание когда будете смотреть на Джаганнатху. Не делайте того, что сделал Тот предыдущий Госвами.

ки-рӯпа томара̄, кичху на̄ па̄ри буджхите
стхира хаи’ декха, табе йа̄и декха̄ите

Я совершенно не могу понять кто вы такие. Если вы будете держать себя в руках, то я отведу вас на даршан Господа.

йе-рӯпа тома̄ра карилена ека джане
джаганна̄тха даиве рахилена сим̇ха̄сане

Только по воле провидения Джаганнатха остался на алтаре после того, что сделал ваш друг.

виш́еше ва̄ ки кахиба йе декхила та̄на
се а̄чха̄д̣е анйера ки дехе рахе пра̄н̣а

Что я еще могу сказать? Всякий, кто видел как Он упал, удивляется как вообще жизнь могла остаться в теле.

етеке томара̄ саба-ачинтйа-катхана
самварийа̄ декхиба̄, карилун̇ ниведана

Все это непостижимые для меня вещи. Поэтому, прошу вас, сохраняйте спокойствие во время даршана. (ЧБ Антйа 2.461-465).

Преданные в ответ на это рассмеялись и попросили проводника не беспокоиться об этом. Получив даршан Господа Джаганнатхи и Его маха-прасадные гирлянды, преданные вернулись в дом Сарвабхаумы. Господь все еще был в бессознательном состоянии и в целом пробыл в глубоком трансе девять часов. Со временем, постепенно, Он начал приходить во внешнее сознание и преданные стали петь святые имена. Придя в себя, Господь спросил у преданных: «Что сегодня произошло?» Господь Нитьянанда ответил: «Как только Ты увидел Джаганнатху, то тут же потерял сознание. Хорошо, что по воле провидения там оказался Сарвабхаума. Он подхватил Тебя и отнес к себе домой. Ты находился в таком блаженстве, что на протяжении девяти часов не приходил в сознание». Затем, обняв Сарвабхауму, Господь стал говорить: «Как только Я увидел Джаганнатху, в моем сердце возникло сильное желание схватить Его и прижать к Своей груди. Но Я не помню, что произошло после того, как Я пошел, чтобы обнять Его. По воле провидения, рядом был Сарвабхаума, благодаря чему Я был спасен от большой опасности». И затем, улыбаясь и глядя на Сарвабхауму, Господь Чайтанья дал такое обещание:

а̄джи хаите а̄ми еи бали дад̣а̄ийа̄
джаганна̄тха декхиба̄н̇а ба̄хире тха̄кийа̄

С сегодняшнего дня Я обещаю, что буду получать даршан Господа Джаганнатхи только издалека.

абхйантаре а̄ра а̄ми правеш́а нахиба
гаруд̣ера па̄чхе рахи’ ӣш́вара декхиба

Я больше не буду подходить близко к алтарю, но буду смотреть на Господа, стоя за Гарудой. (Антйа-кханда 2.487-488).

Гопа Кумар увидел Господа Джаганнатху, украшенного драгоценностями и цветочными гирляндамиНечто подобное произошло за много лет до прихода Господа Чайтаньи с Гопа-кумаром, когда он впервые увидел Господа Джаганнатху. Это описывает Санатана Госвами в Брихад-бхагаватамрите (2.1.168-173). Когда Гопа-кумара добрался до храма Джаганнатхи в Пури, его охватила такая любовь к Нему, что он даже не мог нормально передвигаться, но прикладывая усилия, он все-таки подошел к Гаруда-стамбхе. Оттуда он увидел Господа Джаганнатху, украшенного драгоценностями и цветочными гирляндами. Один Его вид усилил наслаждение для его глаз и ума. Слуги Господа пели, танцевали и играли на инструментах для Него, а также возносили молитвы и кланялись Ему. Видя такое пышное поклонение своему возлюбленному Господу, Гопа-кумара потерял сознание и упал на пол. Придя в себя, он снова посмотрел на Джаганнатху и, вдруг, словно безумный, бросился к Нему, чтобы обнять Его. Восклицая: «Наконец-то я вижу Того, Кого я так долго хотел увидеть! Сегодня моя жизнь действительно стала живой! Я достиг Господа Вселенной, своего повелителя!» Но тут он ощутил удар палкой охранника, который привел его во внешнее сознание. Осознав, что он ведет себя неподобающе, Гопа-кумару стало стыдно. Несмотря на боль, он не чувствовал себя несчастным, так как посчитал все произошедшее милостью Господа, иначе если бы ему удалось обнять Джаганнатху, то он был совершил величайшее оскорбление (парама-апара̄дха). Выйдя из храма, Гопа-кумара встретил сострадательного путника, который дал ему маха-прасада.

В той же беседе между Господом Чайтаньей, Сарвабхаумой Бхаттачарьей и спутниками Господа из Чайтанья-бхагаваты, Махапрабху сделал еще одно важное утверждение, показывающее нам славу и величие Господа Нитьянанды:

прабху бале,— “нитйа̄нанда, самбариба̄ море
еи а̄ми деха самарпила̄н̇а тома̄ре”

Господь сказал: «Нитьянанда, сдерживай Меня. Я вручил Тебе Свое тело». (Антйа-кханда 2.491).

О Гаруда-стамбхе и даршане ГосподаЧасто можно услышать также еще одну, более сокровенную причину того, почему Шри Чайтанья Махапрабху стоял за Гаруда-стамбхой. Она заключается в том, что Шри Чайтанья Махапрабху, пребывая в настроении Шримати Радхарани, хотел видеть Господа Джаганнатху как Шьямасундару, Кришну во Вриндаване, а не на Курукшетре в окружении Своих брата и сестры. Поэтому Он становился за колонну, чтобы видеть только Джаганнатху и не видеть Балараму и Субхадру. Долгое время я сам был уверен в этом, пока на днях не стал искать этому подтверждение из шастры или садху. Каково же было мое удивление, когда я не смог найти ни одного свидетельства, которое бы непосредственно подтверждало эту причину! Я даже спросил об этом у Мадхавананады Прабху, который также подтвердил, что часто слышал это распространенное мнение, но даже он, к сожалению, не смог подсказать его источник.

В Чайтанья-чаритамрите есть описания того, как Шри Чайтанья Махапрабху видел в Джаганнатхе Кришну с флейтой, например:

гаруд̣ера па̄чхе рахи’ карена дараш́ана
декхена,—джаганна̄тха хайа муралӣ-вадана

«Шри Чайтанья Махапрабху стал за большой колонной, называемой Гаруд̣а-стамбхой, и смотрел на Господа Джаганнатху. Но вдруг он увидел, как Господь Джаганнатха превратился в Господа Кришну с флейтой возле уст». (Антйа 16.85).

Тем не менее, нигде прямо не сказано, что Он специально становился за колонну, чтобы не видеть Балабхадру и Субхадру, но, скорее даже наоборот, сказано, что Махапрабху все-таки видел Субхадру рядом с Джаганнатхой:

Мадхья 1.78-80:
ш́рӣ-ра̄дхика̄ курукшетре кр̣шн̣ера дараш́ана
йадйапи па̄йена, табу бха̄вена аичхана

Господь Чайтанья чувствовал Себя на месте Шримати Радхарани, которая на поле Курукшетра встретила Кришну. Хотя Радхарани видела перед собой Кришну, Ее мысленному взору предстал другой образ.

ра̄джа-веш́а, ха̄тӣ, гход̣а̄, манушйа гахана
ка̄ха̄н̇ гопа-веш́а, ка̄ха̄н̇ нирджана вр̣нда̄вана

Шримати Радхарани представляла Себе Кришну в одежде пастушка в безмятежной атмосфере Вриндавана. Но на Курукшетре Кришна был облачен в царские одежды, и Его окружали слоны, лошади и толпы людей. Такое окружение не подходило для Ее встречи с Кришной.

Мадхья 1.85-86:
еи-мата маха̄прабху декхи’ джаганна̄тхе
субхадра̄-сахита декхе, вам̇ш́ӣ на̄хи ха̄те

Когда Шри Чайтанья Махапрабху смотрел на Джаганнатху, Он видел, что Господь был с сестрой Субхадрой и не держал в руках флейту.

три-бхан̇га-сундара врадже враджендра-нандана
ка̄ха̄н̇ па̄ба, еи ва̄н̃чха̄ ба̄д̣е анукшан̣а

Охваченный экстазом гопи, Шри Чайтанья Махапрабху хотел увидеть Господа Джаганнатху в Его изначальном образе сына Махараджи Нанды, Кришны, который стоит во Вриндаване, грациозно изогнувшись в трех местах. Желание Господа Чайтаньи увидеть этот образ постоянно возрастало.

Мадхья 2.53-54:
йе ка̄ле декхе джаганна̄тха- ш́рӣра̄ма-субхадра̄-са̄тха,
табе джа̄не—а̄ила̄ма курукшетра
сапхала хаила джӣвана, декхилун̇ падма-лочана,
джуд̣а̄ила тану-мана-нетра

Всякий раз, когда Шри Чайтанья Махапрабху видел Джаганнатху рядом с Баларамой и Субхадрой, Ему казалось, что Он вместе с Ними находится на Курукшетре. В эти минуты Господь Чайтанья думал, что Его жизнь увенчалась успехом, ибо Он увидел лотосоокого Джаганнатху, доставляющего удовлетворение телу, уму и глазам.

гаруд̣ера саннидха̄не, рахи’ каре дараш́ане,
се а̄нандера ки кахиба ба’ле
гаруд̣а-стамбхера тале, а̄чхе ека нимна кха̄ле,
се кха̄ла бхарила аш́ру-джале

Стоя возле Гаруда-стамбхи, Шри Чайтанья Махапрабху не отводя глаз смотрел на Господа Джаганнатху. Что можно сказать о силе Его любви к Господу? Под Гаруда-стамбхой есть глубокая канава. Она вся была наполнена слезами Шри Чайтаньи.

Также Мурари Гупта, чей дневник (кадача на санскрите, который сейчас больше известен под названием «Шри Кришна-чайтанья-чаритамрита») стал основой для большинства последующих биографий Чайтаньи Махапрабху, пишет:

ш́рӣ-гаруд̣а-стамбха-сама̄стхитах̣ ш́рӣ-
кр̣шн̣ах̣ свайам̇ бхакти-расена пӯрнах̣
дадарш́а сарвеш́варам ӣш́вара парам̇
брахма свайам̇ са̄гра-джам ева ш́рӣ-патих̣

Стоя возле Гаруда-стамбхи Сам Шри Кришна, повелитель Лакшми, исполненный бхакти-расы, смотрел на Господа Джаганнатху, Абсолютную Истину, Повелителя всех повелителей, пребывающего в сопровождении Своего старшего брата, Господа Баларамы. (Шри Кришна-чайтанья-чаритамрита, 3.16.14).

Разумеется, эти описания совсем не исключают того, что в какой-то момент Махапрабху, будучи в настроении Шримати Радхарани, действительно стремился видеть на алтаре только Господа Джаганнатху-Кришну, но мне очень хотелось бы все-таки узнать, откуда у нас эта информация и есть ли какие-то прямые утверждения подтверждающие ее. Если кто-либо из читающих эти строки знает о таковых, — пожалуйста, поделитесь в комментариях! Если я встречу где-то такие прямые ссылки, то обязательно дополню эту статью ими.

Идя по стопам Господа Чайтаньи, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур всегда получал даршан Господа Джаганнатхи стоя за Гаруда-стамбхой. При этом он говорил: «Мы будем стоять за нашим гуру, Гарудой. Джаганнатха будет смотреть на Гаруду, потому что Гаруда – Его преданный. Тогда Он также бросит Свой милостивый взгляд и на нас». («Шри Бхактисиддханта-вайбхава», том 1, стр.181).

Один из самых близких учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, Ананта Васудев Прабху, вспоминал как в июне 1918 года, вскоре после принятия санньясы Шрила Сарасвати Тхакур вместе с 23 учениками отправился проповедовать в Ориссу. В конце июня они прибыли в Пури и придя в храм Джаганнатхи, Шрила Сарасвати Тхакур стал за Гаруда-стамбхой и оттуда получал даршан Господа. Затем он обратился к ученикам со словами:

«Мы должны получать даршан Шри Джаганнатхи, стоя позади Гаруда-стамбхи. Шри Джаганнатх – не объект видения (др̣ш́йа), но Тот, кто смотрит (драшт̣а̄). Только тогда когда джива отказывается от мнения о себе как о смотрящем (драшт̣а̄) и полностью утверждается в понимании своей чистой природы (шуддха-сварупы), заключающейся в том, что она является объектом видения Джаганнатхи (др̣ш́йа) и объектом Его наслаждения, тогда она становится расположенной к служению Ему (севонмукха) и благодаря таким глазам, умащенным любовью в склонности к служению (севонмукха-према), она получает даршан Джаганнатхи. До тех пор пока мы думаем: «Пойду посмотрю на Джаганнатху», до тех пор мы не будем видеть Джаганнатху, но только дерево, камень, объект, описанный в буддийской литературе, или инвалида историков – объект нашего наслаждения. И с другой стороны, когда мы всем сердцем сможем осознать, что Он будет видеть нас, что мы – ингредиент в его наслаждении, в котором у нас нет никакого предлога для личного наслаждения, что Он абсолютно неограничен в Своих действиях, именно тогда Джаганнатх откроет Себя нам. Но люди этого мира сознательно или неосознанно находятся в заблуждении: «Я пойду посмотрю на Джаганнатху и мои состоящие из плоти глаза осмотрят Сач-чид-анананду-виграху (форму вечности, знания и блаженства) и будут Ею наслаждаться». Поэтому даже после такого так называемого «даршана» Джаганнатхи их ум продолжает стремится смотреть на разные уродливые формы этого мира». («Сарасвати-джайашри», стр.23-24).

Гаруда-стамбха также прославлена тем, что на ней остались отпечатки лотосных рук Господа, а возле нее на каменной плите в полу храма Господь Чайтанья оставил отпечатки Своих лотосных стоп – от интенсивности Его чувств любви к Богу, камни под Ним плавилисьi. Я уже описывал эти реликвии в одной из статей. Шрила Бхактивинода Тхакур также упоминает их в своей Джайва-дхарме, описывая встречу Виджайа-кумара и Враджанатха с великим преданным Махапрабху, Гопал Гуру Госвами:

«…Три-четыре дня после приезда в Пури Виджайа-кумар и Враджанатх, получив в храме Джаганнатхи даршан изображения Махапрабху, отпечатков Его лотосных стоп и рук, пришли в волнение от сильнейших чувств божественной любви к Богу. В этот день они отправились в обитель Каши Мишры (Гамбхиру)». (глава 26).

Мурари Гупта также описывает, как преданные не могли оторвать глаз наблюдая за одновременным присутсвием двух Господов:

па̄рш́ва-двайе ш́йа̄мала-гаура-сундарау
паш́йанти бхакта̄х̣ сукха-синдху-магна̄х̣
на тр̣птим а̄пух̣ кр̣пан̣а̄ дхана йатха̄
сампра̄пйа кутра̄пи на вактум ӣш́ире

Когда преданные увидели с обеих сторон двух Господ – Шьямасундару и Гаурасундару, — они погрузились в океан блаженства и не могли насытиться этим видением, также как бедняки, которые обрели богатство, не могут никому этого рассказать, так и они не могли вымолвить ни слова.

паш́йан ш́рӣ-бхакта-варгаих̣ сакала-раса-гурур гаура-премни нимагно
нитйа̄нанда̄кхйо ра̄мо раса-майа-вапушау ш́йа̄ма-гаура̄н̇га-рӯпау
хун̇ка̄раих̣ сим̇ха-на̄даир джайа-джайа-дхванибхис тан̣д̣аваир апй абхӣкшн̣ам̇
сарвеша̄м̇ према-да̄та̄ джайати са гада̄дха̄рин̣о дарш́а-пӯрн̣ах̣

Шри Нитьянананда Рама, гуру всех рас, погруженный в любовь к Господу Гауре, вместе со всеми преданными наблюдал за двумя олицетворениями расы – Шьяма и Гаура и при этом издавал громкие, подобные реву льва звуки, кричал «Джайа!», «Джайа!» и танцевал как безумный. Всеми этими действиями Он непрестанно даровал всем любовь к Богу и поэтому так прославлен! Видя Джаганнатху, держащего в руке палицу, Он достиг исполнения всех Своих желаний. (Шри Кришна-чайтанья-чаритамрита, 3.16.15-16).

На последок хочется закончить словами Шрилы Рагхунатхи даса Госвами и пусть они навсегда останутся в наших сердцах:

пурах̣ паш́йан нӣла̄чала-патим уру-према-нивахаих̣
кшаран-нетра̄мбхобхих̣ снапита-ниджа-дӣргходжджвала-танух̣
сада̄ тишт̣хан деш́е пран̣айи-гаруд̣а-стамбха-чараме
ш́ачӣ-сӯнух̣ ким̇ ме найана-саран̣ӣм̇ йа̄сйати пунах̣

Господь всегда стоит на Своем любимом месте за Гаруда-стамбхой и оттуда смотрит на повелителя Нилачалы (Господа Джаганнатху). Из Его глаз льются потоки слез, вызванные сильнейшей любовью к Богу, которые омывают Его сияющее высокое тело. Пройдет ли сын матери Шачи еще раз по дороге моих глаз? («Стававали», Ш́рӣ Ш́ачӣ-сӯнв-ашт̣ака («Восемь молитв во славу сына матери Шачи»), 6).

См. также другие материалы на нашем сайте: